15 октября 1997 года была запущена автоматическая межпланетная станция «Кассини-Гюйгенс». Долгих семь лет аппарат добирался до места назначения — Внешней Солнечной системы, орбиты Сатурна. Это был глобальный совместный проект НАСА, Европейского космического агентства и итальянских ученых. 1 июля 2004 года станция вышла на орбиту спутника Сатурна.
Комплекс состоял из орбитальной станции «Кассини» и спускаемого аппарата с автоматической станцией «Гюйгенс». Орбитальная станция «Кассини» — первый искусственный спутник Сатурна, автоматическая станция «Гюйгенс» — первый космический аппарат, совершивший посадку во Внешней Солнечной системе. Я люблю и ценю слова, они — моя жизнь, моя работа. Но здесь я с удовлетворением признаю свое бессилие: не могу словами передать, как меня восхищает величие, грандиозность и размах человеческого замысла и его последовательного воплощения. Тринадцать лет «Кассини» кружил по орбите своей миссии, исправно передавая на Землю информацию о поразительных мирах, где метановые реки впадают в метановое море, где лед и газ бьют струями в космос, где правят яростные штормы и законы тончайшего гравитационного взаимодействия, где, возможно, есть предпосылки для существования живых организмов. Когда у спутника стало заканчиваться топливо, его аккуратно вывели с орбиты. До последних минут своего существования «Кассини» исправно посылал Земле прощальные сигналы, затем стал частью Сатурна. 15 сентября 2017 года миссия «Кассини» завершилась.
Я поняла, что обязательно возьму эту историю для уроков, еще во время просмотра эпизода о миссии «Кассини» в документальном сериале Netflix «7 Days Out» («Cемь дней до»). Эта поразительная история — гимн человеческой дерзости и увлеченности, умению мечтать, находить единомышленников и сотрудничать. Здесь поражает все — от детально продуманных и просчитанных перемещений космического аппарата до количества женщин (в том числе и молодых), участвовавших в проекте.
Урок по эпизоду из сериала проводить я не предлагаю, но отличный трехминутный ролик НАСА про финал миссии «Кассини» можно использовать в качестве разогрева:
https://www.youtube.com/watch?v=68vxYRAony8 (полный транскрипт видео в папке с материалами к уроку).
А вот основную часть урока я предлагаю посвятить просмотру видео отличного образовательного канала «In a Nutshell» («В двух словах»):
https://www.youtube.com/watch?v=KsF_hdjWJjo В этом видео в доступной форме рассказывают про наш с вами общий дом — Солнечную систему. В качестве подготовки к просмотру можно поработать с лексикой из видео — например, подобрать определения к словам и словосочетаниям:
planet, space, dwarf planet, gas giant, atmosphere, moon в значении «спутник»,
storm, asteroid, density, orbit, cease to exist. Для первого просмотра можно взять этот же список слов, добавить к нему слова, которых нет в видео:
spacecraft, astronaut, star wars, satellite, и попросить учеников во время просмотра отметить слова, которые они услышат.
Для дальнейшей работы я подготовила список утверждений на английском языке, сделанных от имени самих планет и Солнечной системы (по материалу из видео):
— Однажды меня не станет, и небольшая часть в одном из ответвлений Млечного Пути станет немного темнее (
Solar System).
— Мой год короче моего дня. У меня нет ни атмосферы, ни спутника (
Mercury).
— Я — один из самых ярких объектов Солнечной системы и намного горячее всех прочих (
Venus).
— Мой Олимп — самая большая гора в Солнечной системе, выше Эвереста больше чем в три раза (
Mars).
— Я — самая большая и массивная планета Солнечной системы. Состою в основном из водорода и гелия (
Jupiter).
— Если у вас есть достаточно большая ванна, я в ней поплаваю, не утону. И у меня шестьдесят две луны (
Saturn).
— Я — самый маленький из газовых гигантов. И самый холодный (
Uranus).
— Мой атмосферный вихрь Большое Красное Пятно по размеру в три раза больше Земли. У меня шестьдесят семь лун (
Jupiter).
— Если хотите испытать на себе самый сильный из известных ветров, добро пожаловать! (
Neptune)
— Даже Юпитер — карлик рядом со мной. Я — звезда! (
the Sun).
И т.д.
Если вы занимаетесь с группой, то высказывания (без указания названия планет) можно раздать по два-три на пару, проверить, все ли понятно, и при повторном просмотре видео ученики определят, про какую из планет у них написано. После проверки ответов ученики обсуждают информацию и готовят краткий отчет из фактов, которые запомнили из видео и задания. Совсем не обязательно, чтобы они говорили много. Важно, чтобы они между собой распределили куски равномерно и дали высказаться каждому. Можно и обратную связь провести от имени планет, но тогда попросите придать высказываниям эмоциональную окраску, проинтонировать на разные лады.
Если же вы занимаетесь с одним-двумя учениками, то можно выдать полный список реплик сразу или разбить его на несколько заданий по частям видео (T/F,
gap filling, etc.).
При желании (здесь, мне кажется, очевидный ход) можно приготовить грамматические задания на сравнительные и превосходные степени, в том числе
as…as, by far the…, not as … as.
Урок рассчитан на средние и старшие классы. Очень часто космическая тема (как и все, что поражает воображение) вызывает большой положительный отклик. Я проводила урок по планетам даже с восьмилеткой. Правда, материал, который я брала, был немного устаревший — Плутон там все еще причисляли к планетам. Так мне сама девочка охотно объяснила, почему же Плутон не планета. Так что приготовьтесь удивляться — ваши ученики тоже могут рассказать что-то интересное про космос и космические исследования. Удачной вам миссии!
Ссылка на папку с материалами для урока и транскриптами видео:
https://drive.google.com/…/1AY1KQG6d3CwRqrGyUQRHtINRbS30-rS… На сайте НАСА много интересного и полезного:
https://solarsystem.nasa.gov/planets/venus/overview/ https://solarsystem.nasa.gov/planets/mercury/overview/