28 июля. День рождения Беатрис Поттер

28 июля 1866 года родилась замечательная англичанка Беатрис (Беатрикс) Поттер (Beatrix Potter), всемирно известная создательница Кролика Питера, Бенджамина Банни, утки Джемаймы и других ярких сказочных персонажей — мышей и крыс, кошек и собак, кроликов и поросят, лис и сов. Все эти животные, живущие рядом с человеком, в сказках Поттер надевают на себя одежду людей и с ней — их черты и повадки. Шкодливые или наивные, безжалостные или готовые прийти на помощь, не смыслящие в бизнесе или оборотистые, эти антропоморфные звери разыгрывают сюжеты викторианской жизни, которые современному читателю могут временами показаться странными и даже жестокими, но не всегда чуждыми. Рассказывает наш постоянный автор Ольга ВЫШЕГОРОДЦЕВА.

Тревожная и гиперконтролирующая кошка-мать Tabitha Twitchet; горе-бизнесмены Ginger и Pickles, поднявшие продажи до небес безлимитными кредитами; мыши Tom Thumb и Hunca Munca, обманувшиеся роскошью кукольного домика и крушащие гипсовые яства с кукольного стола, — вполне себе герои нашего времени, и взрослые сегодня, как и в начале прошлого века, когда книжки впервые вышли в свет, могут сопереживать им наравне с детьми. И равное с текстом, если не большее, наслаждение доставляют восхитительные иллюстрации Беатрикс Поттер.

Поттер была прирожденным художником и натуралистом. Это тот случай, когда уклад семьи послужил питательной средой для врожденных склонностей ребенка — острого наблюдательного глаза и страсти к рисованию. Семья Поттеров, выходцев из среды манчестерских хлопковых промышленников, обосновалась в лондонском Кенсингтоне уже с совсем другими амбициями. Родители Поттер желали принадлежать к высшим слоям Лондона и не были чужды искусству. Отец, юрист по профессии, стал высококлассным фотографом-любителем, вошел в артистическую среду Лондона и ассистировал прерафаэлиту Джону Эверетту Милле, фотографируя для него фоновые пейзажи и моделей. Милле заметил способности юной Беатрикс и особо отметил ее наблюдательность.

Биографы пишут об одиночестве детских лет Беатрикс до рождения брата в 1872 году, о холодности ее матери Хелен и о предоставленности девочки своим фантазиям и своим акварелям. Однако стоит заметить, что Поттерам так и не удалось влиться в высший свет Лондона в немалой степени из-за их унитарианства и довольно выраженного северного акцента, так что некоторая лондонская изолированность переживалась всей семьей. Пусть все дни Беатрикс проходили в детской на третьем этаже особняка, но что это была за детская!

Как пишет Linda Lear в одной из лучших биографий писательницы: Between early childhood and coming of age, the nursery evolved from nanny’s domain to schoolroom, art studio and botanical laboratory. Родители разрешили Беатрикс и ее младшему брату Бертраму приносить в классную комнату животных, рептилий и насекомых с улицы для изучения и зарисовывания. Дети потом отпускали своих невольных визитеров, но не всех. И так образовался целый зверинец питомцев, среди которых кроме кроликов, мышей и морских свинок были тритоны, саламандры и летучие мыши. Бертраму нравились дикие особи — он как-то держал пустельгу и сойку, а у Беатрикс любимцами были кролики Benjamin Bouncer и Peter Piper, прототипы будущих героев ее книг. На одной из фотографий Беатрикс можно увидеть писательницу — юную девушку, ведущую на поводке кролика. Брат с сестрой делали рисунки животных, растений и насекомых с детальными описаниями особи, а если питомец умирал, то они варили тушку, чтобы высвободить скелет и так же подробно его зарисовать.

Началось все с того, что дети привозили своих подопытных питомцев с летних каникул. Семья Поттеров каждое лето покидала свой особняк в лондонском Кенсингтоне и выезжала сначала в шотландский Dalguise в Пертшире, а потом в Озерный край. Там детям было раздолье для наблюдений, игр на природе и рисования. В летней резиденции Поттеров навещало множество друзей, включая Милле, и у Беатрикс там не было недостатка в компании. Одновременно это был материал для наблюдений, и если Беатрикс-художница была натуралистом (изображения людей давались ей хуже, в отличие от брата Бертрама, тоже художника), то Беатрикс-писательница развивала в себе дар, подмечая и описывая нравы общества того времени. Только в середине 1950-х годов обнаружилось, что «Peter Rabbit» не был первой пробой пера писательницы. Был найден ее дневник, написанный разработанным ей самой секретным кодом, и у энтузиаста Лесли Линдера ушло шестнадцать лет на его расшифровку. Поттер вела записи с 1881 по 1897 год, и записи эти носят характер не столько личного дневника, сколько бытовых зарисовок.

В 1897 году, когда Поттер прекратила вести свой тайный дневник, в ее жизни произошло знаменательное событие — ее научная статья о размножении пластинчатых грибов спорами провалилась на заседании Лондонского Линнеевского общества. Беатрикс на тот момент тридцать лет, она не замужем, живет с родителями и профессионально занимается микологией и ботанической иллюстрацией. Но что означает слово «профессионально» в отношении женщины, все образование которой было получено от трех гувернанток?

В случае Беатрикс Поттер профессионализм вырос из непрерывного, с самых ранних лет, самообразования. Она сама учила себя рисовать, копируя иллюстрированные каталоги растений и птиц. А еще были музеи! Совсем рядом с ее домом в Кенсингтоне находились Музей естественной истории (The Natural History Museum) и Музей Виктории и Альберта (где сейчас хранится большая коллекция ее фотографий и иллюстраций). Отец часто брал ее с собой в Королевскую академию художеств, где она внимательным ученическим взглядом рассматривала картины титанов британской живописи Гейнсборо, Тернера, Констебла. А еще Беатрикс училась у лучших книжных иллюстраторов своего времени, включая иллюстратора «Алисы» Тенниела, внимательно изучая их приемы. Потом она создавала свои иллюстрации и к «Алисе» Кэрролла, и к «Сове и кошечке» Эдварда Лира, и к «Золушке» и другим сказкам. Кстати говоря, так же, как и Кэрролл и Лир, Поттер любила писать письма детям, и кролик Питер родился в одном таком утешительном письме к больному сыну последней гувернантки Беатрикс и ее подруги Annie Moore.

Родители нанимали для Беатрикс учительницу рисования, а в 1878—1883 отдали девочку в National Art Training School в Кенсингтоне, чтобы она получила сертификат Second Grade Art Student Certificate. Беатрикс получила сертификат с отличием, но была недовольна обучением и считала, что учить рисовать — вообще странное занятие. Она чуралась формализма классической школы и была рада, что ее отдали учиться довольно поздно, когда у нее уже сформировался собственный стиль, который не могло перебить обучение. Беатрикс Поттер была великолепной самоучкой с собственным видением натуралистической иллюстрации, повлиявшим и на ее письмо. Ей были чужды сентиментальность и морализм как в живописи, так и в литературе, и в ее сказках нет морали, только взгляд наблюдателя. Ее любимым материалом была акварель.

Беатрикс увлеклась рисованием и изучением грибов во время летних каникул в Шотландии. Местный натуралист Чарльз Макинтош поощрял и инструктировал ее в ее штудиях, и она достигла невероятного мастерства в изображении грибов. До сих пор ее иллюстрациями пользуются микологи мира для идентификации экземпляров. Дядя Беатрикс Henry Roscoе представил ее статью On the germination of the spores of Agaricineae на заседании Линнеевского общества в согласии с правилом, что авторы не могли представлять свои собственные исследования. Но Поттер не имела права и присутствовать при чтении — женщин не пускали на заседания. Идеи Поттер были отвергнуты как фантазии самоучки. Через сто лет после инцидента Линнеевское общество принесло извинения Поттер и признало ее достижения в области микологии, но тогда, в 1897 году, провал статьи означал только, что карьера миколога была для Поттер закрыта. Ждала ли Поттер участь старой девы, художницы-любителя, вечной дочери при стареющих родителях, запертой в лондонском особняке?

Вовсе нет. Это был не конец, а новое начало. На место Поттер — натуралиста и иллюстратора пришла Поттер — автор невероятно популярных детских книг, business woman, запатентовавшая игрушки в виде своих персонажей и настольные игры по мотивам своих сказок, счастливая влюбленная женщина, обретшая жениха и друга в своем редакторе Нормане Уорне (Norman Warne), младшем из братьев Уорнов, в чьем издательстве Frederic Warne & Co она опубликует все свои книжки. Обретшая и потерявшая его накануне свадьбы в 1905 году.

И это был не конец, а начало новой Поттер, богатой и независимой женщины, уехавшей от родителей в тридцать девять лет и купившей особняк и ферму Hill Top в любимом Озерном краю, а потом еще множество ферм в округе, всего четыре тысячи акров. Поттер покупала землю не от жадности, а спасая ее от застройщиков. Потом она завещает ее Национальному фонду (The National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty), британской неправительственной благотворительной организации по защите исторического и природного достояния страны. Эта новая Поттер продолжала писать сказки и одновременно стала социальной активисткой и вдохновенной фермершей. Она не просто занялась овцеводством — она возглавила Ассоциацию фермеров, выращивающих местную хэрдвикскую породу овец, весьма симпатичную на вид (хэрдвики — черные с белыми головами) и весьма выносливую, и стала спасать ее от исчезновения. В 1913 году, в возрасте сорока семи лет, она вышла замуж за юриста, помогавшего ей оформлять земли, Уильяма Хилиса (William Heelis), на шесть лет младше ее, и прожила с ним тридцать лет до своей смерти в 1943 году.

Биография этой женщины и ее масштаб удивительны и достойны не меньшего восхищения, чем ее сказки. Ее история была экранизирована в романтической мелодраме «Miss Potter» (2006) c Рене Зеллвегер и Йеном Макгрегором в главных ролях.


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта