Обсуждаем тему «Искусственный интеллект"

Искусственный интеллект — тема интересная и неоднозначная, на уроках к ней можно возвращаться регулярно, чтобы обсудить новинки, вспомнить о традициях, поработать над лексическим запасом. Наш постоянный автор Наталья ПОГОДИНА размышляет над плюсами и минусами существования в мире, где границы между человеческим и искусственным интеллектом становятся все призрачнее.
Мы живем в мире интенсивно развивающихся технологий. Возможно, искусственный разум буквально только что помог вам объехать пробки, перевел незнакомое выражение или выдал рекомендации в соответствии с выбором, сделанным вами ранее. Искусственный интеллект меняет мир: управляет механизмами, расширяет человеческие возможности, вычисляет подходы к лечению опухолей, играет в интеллектуальные игры, распознает голоса и лица и так далее, и так далее.

Искусственный интеллект (ИИ) — это компьютерные программы, которые решают математические и творческие задачи, опираясь на алгоритмы, схожие с компетенциями человеческого разума. Впрочем, иногда ИИ опирается на совершенно оригинальные методы, не имеющие ничего общего с мышлением человека, — все зависит от конкретной проблемы.

Программисты часто не закладывают полную инструкцию для решения задачи, а «обучают» машину искать решения самостоятельно. Существуют разные подходы, один из них — искусственные нейронные сети. Машинное обучение в этом случае можно (очень условно) свести к нескольким этапам: распознавание образов — анализ — кластеризация (формирование групп) — прогнозирование (разве не этим мы нередко занимаемся на уроках английского?).

Чтобы обучиться чему-то, искусственному интеллекту требуется от нескольких тысяч до миллионов примеров. Динамику обучения искусственных нейронных сетей хорошо демонстрирует гугл-переводчик. Когда он только появился, его переводы с английского на русский чаще всего вызывали смех и недоумение, а сейчас встречаются вполне пристойные варианты, особенно если речь идет, например, о юридических шаблонах.

Другой критерий оценки искусственного интеллекта — тест Алана Тьюринга. Алан Тьюринг описал процедуру для оценки способности компьютера имитировать речь человека. Тьюринг предложил игру: один человек посредством электронной переписки ведет беседу с игроками, которых не видит, и оценивает их ответы.

Чтобы пройти тест, компьютер должен заменить одного из игроков так, чтобы подмена не отразилась на переписке. Иными словами, Тьюринг считал, что интеллект компьютера можно считать развитым, если его способности к поддержанию разговора трудно отличить от человеческих.

Интересно, что, будучи гениальным математиком, Тьюринг выбрал именно такой показатель для измерения машинного интеллекта. Во-первых, тысячи задач, решаемых ИИ, впечатляют не меньше, чем имитация человеческой речи, а пользы приносят, возможно больше. Во-вторых, мне почему-то кажется, что если бы Тьюринг был лингвистом, невропатологом или психолингвистом и разбирался в особенностях формирования человеческой речи, знал, какой это сложный и тонкий процесс, то он бы наверняка придумал другие критерии оценки.

Впрочем, речь машинам все-таки нужна — роботы-андроиды не только помогают покупателям ориентироваться в крупных магазинах, но все чаще участвуют в обучении и составляют компанию людям, испытывающим трудности в общении или дефицит социальных контактов. Так что некоторым роботам пригодится умение связно ответить на вопрос, поддержать беседу или рассказать историю.

We designed them to be trusted with our homes, with our way of life, with our world. But did we design them to be trusted? Развитие искусственного интеллекта и растущая популярность роботов все чаще и чаще заставляют нас задумываться о том, насколько опасно впускать роботов в нашу жизнь, не грозит ли нам робоапокалипсис или ИИ-апокалипсис, когда роботы или искусственный разум в другой ипостаси завоюют мир и поработят нас.

Известный американский ученый Стивен Пинкер считает, что оснований для опасений у нас практически нет. Он утверждает, что идея ИИ-апокалипсиса — это проекция мании величия и психологии доминирования (свойственных человеческой природе) на концепцию интеллекта. В англоязычной традиции intelligence — это в первую очередь способность решать задачи и достигать целей, и пока нет даже намека на то, что среди устремлений ИИ есть намерения обрести безграничную власть или подчинить себе человечество. С одной оговоркой: если сами люди не поставят перед искусственным интеллектом такую задачу и не научат поиску решений.

Наша жизнь будет все больше связана с технологиями, искусственным разумом и даже роботами. Можно ли себя оградить от этого неминуемого наступления цивилизации? Надо ли это делать? В Кремниевой долине — самом сердце высокотехнологичного мира, в гуще событий, определяющих судьбу процессоров и роботов, — постепенно набирает силу движение за отказ от технологий. Уже сейчас это непросто сделать и не каждому по средствам, а специалисты обещают, что в недалеком будущем только богачи смогут позволить себе роскошь человеческого общения в образовании, на работе, в общении. Живой разговор и сочувствие будут цениться дороже золота.

Так что let’s enjoy the precious moments!

Папка на гугл-диске с небольшими заданиями к отрывку из статьи в журнале «New Scientist» и к видео про тест Тьюринга: https://drive.google.com/…/1yzwFAagZfzAk1ToKbDB1elgA6ew-jRL0


Тест Тьюринга, видео от TED-Ed:
https://www.youtube.com/watch?v=3wLqsRLvV-c


Видео с роботом Pepper:
https://www.youtube.com/watch?v=3PPEpybFSdg

Стивен Пинкер о robot takeover:
https://www.youtube.com/watch?v=gimu5nXWaWU

VOA-lesson: робот в резиденции для пожилых:
https://learningenglish.voanews.com/a/new-comp…/4 480 063.html

Статья в «New Scientist»:
https://www.newscientist.com/te…/artificial-intelligence-ai/


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта