Польза аудирования

Преподаватель английского языка Наталья ПОГОДИНА:
Любите ли вы аудирование так, как люблю его я? Вопрос далеко не праздный, потому что из года в год я наблюдаю, насколько нелюбимы эти задания учителями в школе. Наверняка на то есть объективные причины: отсутствие оборудования, большие группы, иные приоритеты и сотня других «обстоятельств непреодолимой силы». Но ведь все мы готовим учеников к общению, а оно состоит не только из самовыражения, но и из восприятия речи на слух.

Если вы читали мои предыдущие публикации, то наверняка уже поняли, что я при любом удобном случае отрабатываю интонацию и connected speech, эти два аспекта тесно связаны и влияют на восприятие, но важность их часто недооценивается. В русском языке можно вообще не интонировать, ведь почти все слова проговариваются четко. Однако неправильное интонирование в английском мешает собеседникам нас понять, а «наполовину съеденные» и словно нанизанные друг на друга слова не всегда доступны нашему уху. Как-то я слушала передачу, где Борис Акунин читал английский перевод своей книги. Ни-че-го не поняла. А все потому, что он интонировал по-русски: все слова выделял практически одинаково, а перед запятыми интонацию занижал. Мой мозг отказался воспринимать такой вариант английской речи. Поэтому аудирование никак не менее важно, чем грамматика или лексический запас.

Помимо стандартных заданий к аудированию, которые есть практически в каждом учебнике, я терзаю своих студентов работой с транскриптами — прошу читать вместе с записью. Затем выбираю несколько отрывков, даю послушать, ставлю на паузу и прошу воспроизвести максимально близко к оригиналу.

Но аудирование из учебников — это не самое страшное орудие пыток, которое я применяю на уроках. Моя настоящая страсть — аутентичные тексты. Совсем не обязательно брать большие подкасты, передачи или отрывки. Обычно двухминутной вырезки хватает на двадцать минут — полчаса работы. Ими можно разнообразить рутину или привязывать к теме. На смену удивлению (как так, почему ничего не понятно?) очень быстро приходят азарт и удовольствие, студенты быстро входят во вкус. Почему? Во-первых, им лестно, что они слушают что-то предназначенное для нейтив-спикеров (и даже, пусть и не с первого раза, многое понимают). А во-вторых, это часто просто весело, и много раз мне говорили, что от уроков с такими прелюдиями или интермедиями остается совсем иное впечатление. Я же именно на это и рассчитываю, а именно на то, что помимо развития слуховых навыков им, впечатленным, запомнится еще одно-два слова или выражения. Курочка по зернышку клюет, мы набираем словарный запас по каплям.

Основной источник вдохновения и материалов — сайты радио BBC и NPR. В основном, конечно, BBC, так как там огромное разнообразие (и тематическое, и речевое). Две любимые детские передачи, которые также выходят в виде подкастов:

Playtime: https://www.bbc.co.uk/programmes/b03g64r5/episodes/player — программа состоит из трех частей: подводка, песенка и история по теме. Поскольку это передача для детей, с рождения говорящих на английском, ведущий не ограничивает себя в использовании небанальной лексики и речевых оборотов. Бесценный источник.

Вторая передача — Something to Think About: https://www.bbc.co.uk/programmes/b03g64pf/episodes/downloads — для детей постарше, познавательная, и как раз в ней обычно есть интервью с детьми.

Вырезки из этих программ универсальны — можно давать и младшим школьникам, и тем, кто постарше. Детскую речь полезно слушать — в ней особенно явны особенности формирования произношения, а если говорит взрослый для детей, то он хорошо интонирует.

Я задания чаще всего делаю «на коленке» — на один-два урока, поэтому они часто теряются и забываются, но вот ссылка на папку с парой клипов и заданий к ним: https://drive.google.com/open…

Резать аудио можно онлайн, например, здесь: https://audiotrimmer.com/ru/#

Аутентичные материалы — очень мощный инструмент, и даже если вы просто пару-тройку раз попробуете, это не пройдет бесследно. Keep calm and stay tuned, я еще не все рассказала.


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта