Том Шульман, автор сценария фильма «Общество мертвых поэтов», в университете учился у Сэма Пикеринга, и тот настолько поразил его своей оригинальной манерой преподавания, что Шульман использовал его черты для создания образа учителя Китинга, эксцентричного, неподражаемого, харизматичного. Сам прототип — Сэмьюэл Пикеринг (1941) — отмахивается от неожиданной славы и настаивает, что, в отличие от Китинга, он никаких высоких целей в преподавании не преследовал, а работал исключительно для удовольствия: I did such things not so much to awaken students as to entertain myself.
Китинг, как мы видим его в первых же кадрах, откровенно целеустремлен. Он начинает знакомство с учениками разговором о смерти. Жизнь кратка, смерть неизбежна, так что ловите каждое мгновенье и делайте свою жизнь необыкновенной.
Смерть буквально смотрит на них с черно-белых фотографий выпускников прошлых лет. «Они такие же, как вы, —- говорит Китинг. — Прически, как у вас. Так же полны гормонов, как вы. И чувствуют себя непобедимыми, как и вы. Они верят, что рождены для подвигов, как и многие из вас, глаза у них полны надежд, как и у вас… теперь же тела этих мальчиков удобряют маргаритки. Но если вы прислушаетесь, то услышите, как они шепчут вам: Carpe diem, лови мгновенье, сделай свою жизнь необыкновенной!»
Эти его слова непременно нужно дать детям после просмотра для внимательного прочтения.
They're not that different from you, are they? Same haircuts. Full of hormones, just like you. Invincible, just like you feel … They believe they're destined for great things, just like many of you, their eyes are full of hope, just like you … these boys are now fertilising daffodils. But, if you listen real close, you can hear them whisper their legacy to you … Carpe diem, seize the day, boys, make your lives extraordinary.
Для Китинга высший смысл жизни в поэзии. Науки, экономика, бизнес необходимы, но без поэзии ты не можешь считаться живым человеком, так как только поэзия наделяет нас богатством чувств.
Для главных героев его призыв становится руководством к действию. Для начала они восстанавливают Общество мертвых поэтов, которое существовало в те дни, когда сам Китинг был учеником. Они собираются по ночам в пещере и читают стихи. Судьбу каждого из них меняет стремление выразить свою индивидуальность, услышать внутренний порыв, сломать рутину. Повелительные слова Carpe diem придают им мужество следовать велению сердца.
Перед просмотром стоит дать ребятам имена главных героев и попросить проследить их поступки по ходу фильма. Когда имена произносятся в фильме по-английски, их трудно разобрать. Лучше заранее написать их на доске.: Neil Perry, Todd Anderson, Charles Dalton, Knox Overstreet, Richard Cameron, Gerard Pitts, Steven Meeks.
Фильм рассчитан на подростков и подыгрывает им. Родители, их чаяния и надежды остаются в стороне, а между тем нужно бы представить себя и на месте родителей, как ни трудно это сделать в подростковом возрасте. Попробуйте попросить детей взглянуть на ситуацию глазами родителей этих мальчиков.
В нашей школе мы используем этот фильм как иллюстрацию к курсу американской литературы, так как Китинг цитирует Уитмена, Торо, выразителей идей трансцендентализма. Мы также читаем стихи, которые звучат в фильме. Для многих из ребят это может стать первым знакомством с прекрасной поэзией, попытайтесь заразить их этими стихами.
После просмотра можно предложить написать отзыв о фильме как тренировку типичного экзаменационного задания. Чтобы облегчить задачу, нужно ввести лексику. В помощь преподавателю сценарий, который несложно найти в интернете.
Перед сочинением мы всегда обсуждаем фильм на уроке.
Вот примерный круг вопросов.
Would you call Mr Keating an ideal teacher? Would you like to have such a teacher? Would you like to be such a teacher, as a lot of young viewers have? Give your arguments.
How does his call to seize the day, to refuse to conform, to make their lives extraordinary affect the boys' life?
Neil Perry's father could be called ambitious and insensitive; a strict, unyielding taskmaster. But could you try and be empathic to see his point? What are the reasons for Neil Perry's father's reservations? What do parents usually want for their children? What are their hopes and dreams?
What poets are mentioned in the film? Do some research and give a talk about them in class.
How relevant is the conflict for Russian teenagers? Can Russian students also wage a fight between idealism and obligation? Do you also face the choice between your dream career and something more pragmatic?