Индеец Сквонто и День Благодарения

В четвертый четверг в США отмечают один из главных праздников года — Thanksgiving или День Благодарения.
Наш постоянный автор Ольга Маратовна СВЕНЦИЦКАЯ рассказывает об истоках этого праздника и о том, почему без индейца Сквонто американская история пошла бы по-другому:

Многие слышали о Сквонто, удивительном индейце, обучившем первых переселенцев секретам земледелия на американской земле и спасшем Плимутскую колонию. В августе 1620 года, ровно четыреста лет назад, корабль «Мэйфлауэр», что означает «весенний цветок», отплыл из Англии, из порта Плимута. На его борту находилось сто два пассажира, ставших впоследствии известными как «пилигримы», или «отцы-основатели». С самого начала путешественникам пришлось преодолевать тяжелые испытания.

На небольшом галеоне с трудом разместились пассажиры и тридцать членов экипажа, припасы, инструменты и сельскохозяйственные животные. Морская вода проникала под палубу, и продукты портились. Три недели не прекращались шторма, и «Мэйфлауэр», который направлялся в первую британскую колонию Джеймстаун, отнесло к Кейп-Коду (Тресковому мысу).

В ноябре переселенцы высадились в заливе Провинстауна, но позже переместились и основали колонию Плимут. 11 ноября, перед тем как сойти на берег, сорок один человек — мужчины, главы семейств, — подписали Мэйфлауэрское соглашение (The Mayflower Compact). В соответствии с этим соглашением поселенцы колонии Плимут отказывались от частной собственности и собирались делиться плодами своей работы со всем сообществом. Благие намерения оказалось неосуществимыми. Коллективизм привел к снижению производительности труда, что в сочетании с особенно суровой зимой привело к гибели сорока шести поселенцев.

Эта пуританская колония могла бы и совсем погибнуть, как до этого умерли первые поселенцы колонии Джеймстаун, но пилигримы надеялись на Божью помощь. Помощь пришла в лице простого смертного, индейца Сквонто (Squanto, полностью Tisquantum). Он буквально спас колонистов, научив их охотиться и выращивать кукурузу, удобряя почву особым способом — рыбьими головами. Пуританская община пережила суровую зиму и торжественно отметила первый урожай, что положило начало празднованию Дня благодарения. Теперь это национальный праздник, который все американцы отмечают в последний четверг ноября. В этот день принято благодарить всех, к кому ты такие чувства испытываешь.

Откуда же взялся этот необыкновенный индеец? До встречи с пилигримами Сквонто уже совершил четыре путешествия через Атлантику, овладел английским и испанским и принял христианство. Его приключения начались в 1605 году, когда он попал в плен к Джорджу Уеймуту (George Weymouth), английскому исследователю, изучавшему берег Массачусетса. Исследователь привез Сквонто в Англию, чтобы показывать его там как экзотическую диковинку, а Сквонто познакомился с обычаями европейцев и с языком. Но он тосковал по родине, и капитан Джон Смит, жизнь которого в 1608 году спасла индейская принцесса Покахонтас, взял его с собой в Америку и высадил на берегу Новой Англии в 1614 году.

Радость Сквонто была недолгой, так как его и двадцать семь других индейцев его племени (Pawtuxet) заманили на корабль капитана Джона Ханта, заковали в цепи и отправили в испанский порт Малагу, где находился большой невольнический рынок. Там Джон Хант их всех распродал. К счастью, Сквонто был куплен человеколюбивым монахом, который привез его к себе в монастырь, поправил его здоровье и обратил в христианство. В монастыре Сквонто выучил испанский. Монахи отпустили индейца на волю, он уехал в Англию, пробыл там какое-то время на службе Джона Слейни, который занимался строительством, и усовершенствовал свой английский. Слейни взял Тисквонтума с собой, отправившись в плавание к берегам Америки по делам Ньюфаундлендской торговой компании. Дальше Сквонто самостоятельно добрался до родных мест. Но какое же страшное зрелище ждало его в родном поселении! Он застал развалины: оспа убила все племя патуксетов. Сквонто остался последним.

Тогда Сквонто присоединился к племени вампаноагов, чьим вождем был Массасойт. С пилигримами Сквонто встретился ранней весной 1621 года, когда они уже были на грани умирания, и сделал все, что мог, чтобы им помочь. Лидер общины, суровый Уильям Брэдфорд, не сомневался, что Сквонто был послан Богом, и назвал его святым.

Не всем индейцам нравилась роль Сквонто, они называли его the white man’s tongue и решили наказать его за измену своему народу. К этому времени Сквонто уже оказал множество услуг колонистам, обучая их рыбалке, охоте и земледелию, а однажды помог найти потерявшегося мальчика. Благодаря своим уникальным качествам Сквонто возвысился и стал требовать подчинения от других индейцев, угрожая им в случае неповиновения наслать на них смертельные болезни, которые, как он утверждал, у англичан всегда были в запасе.

Это уже никому не понравилось. Сквонто заманили в ловушку, судили и приговорили к смерти. Но теперь уже капитан поселения Майлс Стендиш пришел индейцу на выручку, выслав свою «армию» из десяти человек с тем, чтобы или отбить Сквонто, или — если его уже не будет в живых — отомстить за его смерть. Сквонто опять был спасен. По возвращении его с радостью приняли пилигримы в Плимуте, где он продолжал играть важную роль как советник и доверенное лицо колонии.

Есть две версии о причине смерти Сквонто. По одной из них, он простудился во время экспедиции с Уильямом Брэдфордом. По мнению других историков, он был отравлен вампаноагами за предательство. Сквонто был похоронен в безымянной могиле на плимутском кладбище Погребальный Холм. Тем не менее благодаря его усилиям мир между поселенцами и вампаноагами длился еще пятьдесят лет.

Благодаря дружеским отношениям с местными индейскими племенами и продовольствию, которым они делились, пуританская община пережила суровую зиму 1622/23 года и в июле приняла девяносто шесть единоверцев, которые решили покинуть Нидерланды. Несмотря на войну с племенем пекуот в 1637 году и холодные зимы, колония быстро развивалась: поселение было заселено в 1623 году 180 колонистами, а двадцать лет спустя насчитывало уже более двух тысяч жителей. Высокий рост населения и приток последовательных волн колонистов привел к тому, что в 1790-х годах колония состояла уже из более чем пятнадцати поселений.

В 1846 году судостроитель Дж. Фостер назвал именем Сквонто — Squantum — торговое судно.
Без Сквонто история бы пошла по-другому.

Всех, кто любит поэзию Бродского, сочетание слов «Тресковый мыс» немедленно отсылает к его пронзительному лирическому стихотворению «Колыбельная Трескового мыса». Поэт начал его писать летом 1975 года в приморском городке Провинстауне на Кейп-Коде. Он рассказывал Льву Лосеву: «У этого стихотворения своя история… [В 1976 году] была двухсотая годовщина независимости Соединенных Штатов, и я подумал, отчего не написать стихотворение на двухсотлетие… Это просто была попытка отразить в стихотворении, что такое Америка». Бродский говорил, что он собрал впечатления не только от Провинстауна, но от нескольких мест в Новой Англии, в том числе Нью-Бедфорда, где начинается действие «Моби Дика».

Скажем спасибо Сквонто и за это стихотворение.


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта