Когда планируешь первый, установочный, урок в новой группе, видишь, что потребуется несколько «первых» уроков, прежде чем войдешь в колею.
Целям и задачам нет числа: представиться и познакомиться, разговорить, снять напряжение, установить незыблемые правила и запреты, пока не поздно, иначе потом услышишь: «А вы нам не говорили…» Это может показаться скучным для первого урока, но все зависит от манеры. Если весело и с юмором, то проходит. А говорить-то мы будем только по-английски, вот тут-то я увижу, как меня понимают, и попрошу немедленно использовать фразу: Sorry, could you say it again please? I didn’t quite understand.
Конечно, необходимо по законам вежливости несколько слов сказать о себе, но как можно меньше, ведь взрослые не особо интересуют детей. Каждого нового учителя они встречают с затаенным любопытством и гадают про себя: «Двойки любит ставить?», «Кричать будет?», «Домашних заданий много задает?», «Опаздывать можно будет?», «Списывать на контрольных будет легко?», «Телефоны будет отбирать?», «А за жвачку ругать не будет?»
Вот на эти существенные невысказанные вопросы необходимо незамедлительно ответить, то есть определить правила.
Пишу свое имя, отчество и фамилию на доске. Знаю по опыту, что иногда дети не знают имен своих учителей на протяжении многих лет. Их учат «англичанка», «биолог», «химик», «историчка» и т. д.
Теперь каждый должен представиться: I am Anastasia Petrova. I want you to call me Asya. Для меня это важно, так как некоторые подчеркивают: «Пожалуйста, никогда не называйте меня Паша, только Павел», «А меня зовите не Светлана, а только Лана».
Потом все они должны поговорить друг с другом в парах или в тройках, как получится, и лучше предложить им заранее несколько вопросов, самых простых. Что ты любишь больше всего на свете? Что ненавидишь? Что у тебя лучше всего получается? Что ты хочешь, чтобы мы о тебе знали? (Likes and dislikes.) И это не о школьных предметах, а обо всем, что угодно, и не затягивать, и хорошо бы тут же записать ответы на листочках без имен, а потом прочесть вслух (можно не самому, а желающему), чтобы угадать и обсудить, сколько у нас общего, и на доске отметить результаты. Почему-то такая угадайка проходит весело.
Разговор о правилах. Попросить их самим представить, вспомнить, сформулировать самые общие требования. Они ведь не первоклассники, опыт имеется. И нам тут пригодятся модальные глаголы.
Организационный момент. Какие заводить тетради? На первом уроке у них может не быть тетрадей, и тогда я часто раздаю свои, какие мне удобней, тонкие в линейку. У каждого должно быть две тетради — одну я проверяю, другая для домашней работы. Еще есть третья, запасная, в рюкзаке. Классную работу пишут после сделанной домашней и сдают в конце каждого урока, чтобы получить две оценки. Тонкие — чтобы мне было легче носить, так как я без машины. В линейку, так как дети часто пишут в каждой клетке без пропусков, и разобрать невозможно.
Обычно мне не очень верят, что надо делать домашнюю работу к каждому уроку, да еще и за классную работу получать оценку. Начинают меня испытывать: «Сегодня я не сделал, можно, я принесу в другой раз?» — «Принесешь, конечно, но пока двойка». И держаться до конца. Привыкают очень быстро и даже в одиннадцатом классе привычно кладут мне на стол свои работы в конце урока.
Еще правило: Все, что появляется на доске, автоматически переносится в тетрадь. Как и то, что попрошу записать. И ничего не пропускать, пожалуйста.
Опоздания. Все знают, что это отвратительная манера, но если уж опоздал, то ни в коем случае не следует прерывать урок, так как начало урока — это главнейшая часть, а надо тихо пройти на свое место и не объяснять соседу, что тебя задержало. Просто есть люди, которые не могут не опаздывать, и с этим мы бессильны бороться. Но опоздаешь на начало урока — сам себя накажешь.
Телефоны. Без них нам не обойтись, так как там словари, тексты для чтения или фотография страницы учебника, если свой забыл. И часто приходится запрашивать какую-нибудь информацию в интернете прямо на уроке.
Домашнее задание? Ой, звонок, но продолжение следует.
Кто-то подумает: «Какое занудство!» Но от скольких неприятностей избавимся, если оговорим все заранее.
А вот стишки, которые мы часто сочиняем все вместе на первом уроке. Можно предлагать рифмы, можно идеи и т. д. Не поверите, но в школе были ребятишки, которые играли на флейте и изводили всю школу, пока один учитель не конфисковал инструмент. Ударные тоже весьма популярны и часто хранятся в классе. Мой кабинет — номер 28, так что поэтому:
You mustn’t come late
to Room 28.
It will be good
if you don’t bring any food.
Do not leave behind any trash,
No matter if it is cash.
Never ever ever you should chew gum
or play a flute or a drum.
Write on paper, not on wood,
I hope it is understood.
There should be one speaker at a time,
Speaking together is a crime.
You mustn’t sit on the window-sill.
Stay at home when you are ill.
Never shout or throw things—
it would be forbidden even for kings.
No lad and no lass
can play walkmans in class.
Do not fight, be polite
Work with all your might.
Remember you are bright!
You shouldn’t come late
To Room 28.
Never bring any food,
Be generally good.
No trash, including cash,
No chewing gum,
No playing drum,
Write on paper, not on wood.
Just try to be good.
Tables are not for walking.
As for talking,
There’ll be one speaker at a time
Speaking together is a crime
No sitting on the window-sill.
Never come when you are ill,
No shouting, no throwing things—
it is forbidden even for kings.
No lad and no lass
Can play walkmans in class.
Do not fight, be polite.
Work with all your might
English only should be spoken,
No rules can be broken.
Come out of your mental cave,
Be positive, inquisitive, active and brave
Don’t be a fool.
Enjoy your school.