Мнемонические техники (3)

Мы, как уже поняли наши читатели, никогда не упустим возможности попеть или по крайней мере послушать песни на уроках. Преподаватель английского языка Наталья ПОГОДИНА рассказывает о музыкальном материале как о мнемотехнике и лирическом ключе памяти в образовательном процессе.
Мы все начинали знакомство с родным языком с песенок, колыбельных и стишков, и наверняка каждый из нас без особых усилий вспомнит с десяток из собственного детства, а если добавить родительский опыт, так и подавно. Обучение через песни — распространенная стратегия, особенно если речь идет о малышах. Алфавит, дни недели, времена года, все эти

«A is for Apple, a-a-apple, B is for bee», «If you know all the seasons, clap your hands», «Head and shoulders, knees and toes» удивительно привязчивы, но речь пойдет не только о них. Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, помнят песни, даже когда способность к связной речи почти утрачена. Это слабое утешение, однако в то же время, на мой взгляд, это сильный аргумент в пользу применения песен на уроках.

Привлечение популярных, не специально написанных песен просто для удовольствия или вплетение их в грамматический и тематический контекст урока — прием контекстного подхода. Я вношу это уточнение исключительно ради того, чтобы не ввести никого в заблуждение: песни сами по себе — это не мнемотехника (но часто обладают мнемоническим эффектом), а вот написание, прослушивание и исполнение песен или просто ритмичное скандирование рифмованных текстов на заданную тему — уже мнемоника.

В качестве мнемонического приема (способа, ускоряющего и облегчающего запоминание) песни используют не только при обучении языкам и не только с детьми. На английском языке есть песни про основы статистики, про таблицу Менделеева, про малярию и белок гистамин. Музыкальные композиции состоят из уникальных комбинаций слов, объединенных ритмом, скоростью, мелодией. Эти факторы способствуют организации информации. Некоторые песни могут также выполнять роль кодирующего компонента, где слова, трудные для запоминания, партнерствуют не только с более легкими и уже известными словами и образами, но и со звуковым сопровождением.

Известно, что музыкальные нейростимулы по структуре отличны от обычных, поэтому музыкальная память особенная. Кроме того, музыка часто вызывает сильные эмоции, а эмоциональный аспект — желанная
составляющая образовательного процесса. Музыка расслабляет, снимает стресс, а иногда и воспринимается как поощрение и награда, потому что в процессе прослушивания высвобождается нейромедиатор дофамин. Поэтому музыкальный материал уместен практически на любом уроке.

Если мы говорим о песнях как о мнемотехнике в чистом виде, то такой материал должен быть написан именно для конкретного повода — как, например, в учебниках английского для малышей. Другой пример — образовательные песни для взрослых. Есть, к примеру, группа They Might Be Giants (TMBG) — у них целая коллекция познавательных песен: и про кровеносную систему, и про эльфа по имени Рой Джи Бив (Roy G Biv, помните акроним про цвета спектра?).

По мнению Gregory Crowther, привлечение «биологических» песен привносит два важных аспекта в обучение: студентам проще постичь общую концепцию явления, а также осознать иерархию фактов. Специально созданные песни часто описывают явления под новым углом зрения, что заставляет студентов пересмотреть уже сложившиеся представления. Кроме того, часто при разбивке на куплеты и припевы суть проступает особенно отчетливо. Например, для того, чтобы помочь студентам разобраться с понятиями «генотип» и «фенотип», сам Gregory Crowther как-то написал песню, где были такие слова: Genotype, ooh… It’s the genes you possessnothing more, nothing less! Versus phenotype, ooh… Your appearance and health and reproductive success!

Некоторые преподаватели вовлекают учеников еще активнее — предлагают написать песню (чаще — переписать уже известную) с конкретными словами или сюжетом. Неловкие рифмы только приветствуются, потому что юмор тоже способствует запоминанию. Tom McFadden, учитель из известной новаторской школы Nueva School в Калифорнии, с помощью песен преподает естественные дисциплины. Его ученики читают рэп и поют песни от имени пчел, Уотсона и Крика и других персонажей, которых трудно заподозрить во владении техникой бельканто. Конечно же, самостоятельное написание песен неизменно связано с более пристальным изучением материала, что не может не повышать эффективность обучения.

Согласно одной гипотезе, мнемонический эффект песен лучше проявляется у музыкально подготовленных людей. Если вы занимаетесь музыкой и пением, то и запоминать с помощью песен вам положено судьбой. И вот преподаватели и исследователи гуманитарного колледжа Goucher College в американском городе Таусон (Sarah N. Lummin & Co) провели эксперимент, в котором давали прослушивать отрывки из песен (как в музыкальном сопровождении, так и просто начитанные в соответствующем темпе) группе музыкантов и группе студентов, не имеющих отношения к музыке. При первом проверочном тесте сразу после прослушивания музыканты не проявили уникальных способностей к запоминанию музыкального материала. А вот спустя неделю они воспроизвели гораздо больше слов и строчек, чем их немузыкальные партнеры по эксперименту.

При этом долговременная память музыкантов служила им верную службу независимо от того, был это музыкальный или стихотворный отрывок. Получается, у музыкантов в целом память хорошо тренирована, что никак не мешает упражнять нам свою с помощью «лирических» заданий.

В попытке сделать какой-то вывод скажу, что все мнемотехники требуют активных действий со стороны практикующего. Собственно, чтобы начать говорить на иностранном языке, тоже надо немножко потренироваться. То же самое и здесь. Ни один из мнемонических приемов не становится отработанным навыком сам по себе, их нужно осваивать. А вот готовый мнемонический материал всегда кстати, его можно и нужно задействовать при обучении практически любым предметам. Слушайте, пойте и пишите песни на уроках, хотя бы иногда.


Have happy mnemonics and may your memory be with you!


Ссылки по теме:

Tom McFadden:
https://www.youtube.com/watch?v=A7ms_TwHL6Y
https://www.sciencewithtom.com/about
DNA https://youtu.be/35FwmiPE9tI
Please, Don’t Kill My Hive https://youtu.be/n7LInhcqqLw

They Might Be Giants:
Bloodmobile https://www.youtube.com/watch?v=Futnu_6NmQo
Roy G. Biv https://www.youtube.com/watch?v=Gf33ueRXMzQ
Even Numbers https://www.youtube.com/watch?v=qOZRlrqJbek
Malaria https://www.youtube.com/watch?v=sd1eN24rZ84


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта