Мнемонические техники (2)

Любой преподаватель или ученик вам скажет, что приедаются и зажигательные игры, и увлекательные затеи, и веселые подходы. Наш мозг не любит монотонности и однообразия, а запоминать нам приходится много. Преподаватель английского языка Наталья ПОГОДИНА продолжает разговор о мнемотехниках.

Что такое one Collar, two Sleeves? Может быть, вы слышали про one Coffee with two Sugars? Или еще: Never Eat Crisps, Eat Salad Sandwiches And Remain Young. Все три варианта — примеры мнемотехник для запоминания нужной информации, в данном случае — написания слова neСeSSary. Примеры с воротником и кофе — ассоциативные фразы, а третий пример — акростих, фраза, где начальные буквы слов составляют слово-цель.

Все мы с детства помним фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», выручавшую не раз, когда вспоминали порядок цветов спектра или радуги. А «это я знаю и помню прекрасно» — sounds familiar, huh? Именно так многие заучили начальные цифры числа пи. Однако применительно к написанию слов мне этот способ кажется громоздким. Например, я нашла в интернете мнемоническое предложение, которое (предположительно) должно помочь запомнить написание слова beautiful: Brown Eggs Are Useful To Ill Friends Under Light. Смешно, но мудрёно. Все и так знают, что надо писать «бе-а-ю-ти-фул». А вот HOMES может пригодиться, если вы никак не можете запомнить названия Великих озер: Huron, Ontario, Michigan, Erie, Superior.

Другой мнемонический подход — подбор разнообразных keywords. В данном случае это не ключевые слова, а скорее «слова-ключи», «образы-ключи» и «фразы-ключи». В этом подходе главное — найти ключик, который поможет нам «закрыть» и удержать в памяти то, что мы пытаемся выучить. Со временем ключ может и потеряться, потому что в идеале необходимость в нем должна отпасть. Цель любой мнемотехники — создать прочную ассоциацию между новым материалом и уже известным.

Некоторые специалисты рекомендуют выбирать намеренно преувеличенные, даже странные ключи и образы. На мой взгляд, это дело вкуса.

При запоминании иностранных слов ключ можно брать и русский, и английский (в нашем случае), и он может быть — и скорее всего будет — связан не с целым словом, а только с его главной частью. Например: sСORCHing (heat) — такая жара, что листья КОРЧатся. В слове affable — дружелюбный, любезный — две буквы f я связала с FF из аббревиатуры BFF (Best Friend Forever). Только что встретилось слово retinue (свита). Чтобы его запомнить, можно: a) поиграть с 'continue' — The king wanted to CON-tinue talking to his RE-tinue; б) уцепиться за tin (here you are, a bizarre image) — The whole king’s retinue were wearing tinfoil hats; c) художник написал карТИНу (car-retinue); граф Калиостро и его reTINue.

В моем личном арсенале все-таки есть дурацкая история: падала into a puddle (лужу), гребла with a paddle (веслом), аnd a poodle подлаивал.

Как правило, подбор ключей и вообще способов запоминания — процесс исключительно индивидуальный, я бы сказала — интимный. Мы используем личные ассоциации, жизненный опыт, знания. Кроме того, у каждого из нас есть биологические особенности мышления. Возможно, именно поэтому в исследованиях ученых при работе в группах с подростками и взрослыми прием с мнемоническими ключами не принес ошеломительных результатов. Тем не менее фраза yellow-blue-bus, используемая в преподавании русского языка иностранцам как очень близкая по звучанию к «я люблю вас», обрела, мне кажется, мировую известность и является хрестоматийным примером аудиального ключа для запоминания.

С детьми же подход работает и при коллективном обучении — возможно, как раз потому, что собственного жизненного и языкового багажа у них не очень много, к тому же эта техника часто подкрепляется картинками или рисованием.

К букве D не подходи,
А не то укусит D.
Кот бежит не чуя ног,
Во дворе собака — dog.

Взрослым этот прием помогает, на мой взгляд, как раз благодаря journey — процессу подбора ключа, а не destination — ключевому образу или фразе. Пока мы смотрим на слово, подбирая ему смысловой, образный или аудиальный ключ, мы его постоянно (вслух или мысленно) повторяем, формируя необходимые для запоминания нейронные связи.

Зачем же тогда все эти ухищрения, если простого повторения вполне достаточно? Во-первых, это весело. Во-вторых, задачи бывают разные. Например, на первом курсе биофака нам было необходимо запомнить сотни названий на латыни, и в ход шли все известные миру и довольно оригинальные способы заучивания. Преподаватель ботаники рассказал нам байку, как одна студентка запомнила латинское название сабельника болотного, Comarum palustre, через очевидную мнемоническую ассоциацию — «комаром по люстре», но на зачете назвала его «комаром по лампе». На этом примере можно убедиться, что даже самые «железобетонные» ассоциации могут подвести. Кроме того, вряд ли бы я сама запомнила это название на всю жизнь, если бы не контекст — ошибка студентки на зачете. Все методы, техники и подходы хороши во взаимодействии.

И под конец разговора я приведу еще несколько примеров.

Мнемонические правила для цветов спектра: Roy G Biv — red, orange, yellow, green, blue, indigo, violet. Или: Richard Of York Gave Battle In Vain. Или смешное: Rinse Out Your Gondola Before Inviting Visitors.

StationEry is papEr, stationAry if it stAys.

The only vowel buried in a cEmEtEry is an 'e'.

Divorced, beheaded, died, divorced, beheaded, survived — развелся, казнил, умерла, развелся, казнил, пережила: судьбы жен Генриха VIII, или:
King Henry VIII,
To six wives he was wedded.
One died, one survived,
Two divorced, two beheaded
.

Fork and left have four letters (вилка — слева)

DeSSert — cERtainly Sweet Stuff (cERtainly подсказывает ударение).

You shouldn’t ride your b-ICY-cle when it’s ICY.

Thirty days have September, April, June and November.

Your principAl is your pAl — разница между principal (директор школы) и principle (принцип).

If you don’t leave out any R or S, you’ll never be embarrassed by a typo.

a PIEce of pie.

В слове queen после Q стоит U: the Queen always carries an Umbrella.

Lay — pLAce (положить — место), Lie — recLIne (лежать — возлежать/прислониться).

The quick brown fox jumps over the lazy dog — панграмма, содержит все буквы алфавита.

Все приведенные и многие другие мнемонические ключи и фразы могут не только стать отличным подспорьем на уроке, но и вдохновить на игры со словами и изобретение оригинальных ключей.

Have fun and find your keyword!


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта