26 сентября. День рождения Элиота

Преподаватель английского языка Ольга ВЫШЕГОРОДЦЕВА

26 сентября 1888 года родился Томас Стернз Элиот, Ти Эс Элиот (T. S. Eliot), один из творцов модернистского поэтического канона и главный англоязычный поэт ХХ века, по мнению многих литераторов и литературоведов. Элиот родился на Среднем Западе США, в Сент-Луисе (Миссури) и провел детство у большой реки, Миссисипи. У его семьи, принадлежавшей к старой бостонской элите, был еще один дом на берегу океана в Массачусетсе, где Элиот ребенком проводил летние каникулы. Уже в детстве Том познакомился с тем, что значит жить на два дома и принадлежать одновременно чопорной Новой Англии с ее особым бостонским прононсом и более открытому и демократичному Среднему Западу. Эта двойственность идентичности осталась с ним на всю жизнь.

Мы знаем Элиота — автора высокой поэзии, туманной и требующей серьезных интеллектуальных усилий и широкой эрудиции для ее дешифровки и понимания. Однако был и Элиот — горячий поклонник комика Граучо Маркса и любитель розыгрышей в низком жанре, подкладывавший друзьям подушки Вупи (whoopee cushions) и угощавший их взрывающимися сигарами. Был Элиот — бизнесмен, проработавший семь лет в международном отделе банка Lloyds и сорок лет в издательстве «Faber & Faber», чопорный английский джентльмен, всегда одетый в four-piece suit, по ироническому описанию Вирджинии Вульф, в неизменной шляпе-котелке и с зонтом. И был Элиот — поэт-новатор, поэт-джазмен, свободно миксующий разговорные и песенные интонации, мифологические сюжеты и вагнеровские интерпретации Артурианы, жонглирующий аллюзиями на Данте и Гомера, Шекспира и Бодлера, Фрэзера и Библию.

Элиот отдал должное своей томсойеровской родине Миссури и амбициям своей семьи, поучился в Гарварде, посетил Париж, заехал в Марбург и прибыл в Англию в 1914 году для того, чтобы глубже постичь неогегельянство Брэдли, о котором он начал писать диссертацию в Гарварде. Приехал — да так и остался, заново пустил корни на земле своих предков, которой он принадлежал по душевному складу гораздо больше, чем Америке. В Англии Ти Эс знакомится с Эзрой Паундом, и тот становится его другом, ментором и «редактором-интервентом» (покромсавшим шедевр Элиота — поэму «Waste Land» — на одну треть). Паунд пробивает публикацию «Любовной песни Альфреда Пруфрока» в журнале «Poetry», представляя невероятно талантливого американца английскому читателю и критику. И какой читатель забудет тревожащий образ вечера-пациента под наркозом, распластанного на операционном столе, образ-образец модернистского канона?

Let us go then, you and I,
When the evening is spread out against the sky
Like a patient etherized upon a table


Эзра Паунд позднее занимался и краудфандингом для Элиота, желая вызволить его из офиса, но для Элиота офис оказался родной стихией. Более того, ограниченность времени для поэтического творчества, по словам Элиота, спасала его от графомании и наставляла на путь точности и экономности поэтического высказывания.

По приезде в Англию Элиот не только занимался философией, но еще и танцевал на лондонских вечеринках (он был отличным танцором). Протанцевав три месяца с яркой, харизматичной девушкой Вивьен Хейвуд (Haigh-Wood), работавшей в тот момент гувернанткой в Кембридже, Элиот женился на ней в 1915 году и обрек себя на многолетний несчастный брак, создавший у поэта, по его собственным словам, то настроение безнадежности, которое мы находим в «Бесплодной земле» (1922), где оно совпадает с депрессивным состоянием коллективного бессознательного послевоенной Европы. Была ли Вивьен музой или мучительницей Тома или же и тем, и другим, не вполне понятно, но Элиот расстался с ней в 1933 году, после чего скрывался от нее вплоть до 1938 года, когда родственники поместили Вивьен в психиатрическую лечебницу. Вивьен страдала от разнообразных физических недугов и «эмоциональной нестабильности». Вирджиния Вульф в своих дневниках нелицеприятно высказывается о Вивьен: This bag of ferrets is what Tom wears round his neck.

Ти Эс не навещал супругу в больнице и через десять лет после ее смерти, в 1957 году, счастливо женился на своей молодой секретарше Валери Флетчер, большой почитательнице поэзии Элиота. Они тайно расписались в шесть утра и сбежали в свадебное путешествие. И как они танцевали! После смерти Тома Валери стала хранительницей и распорядительницей его литературного наследия. А о Томе и Вивьен был снят фильм «Tom & Viv» (1994) c Уиллемом Дефо в роли Элиота.

У Элиота не было своих детей, но в тридцатые годы он много общался с детьми своих партнеров по издательскому дому «Faber & Faber». Некоторые из них были его крестниками. Для них он писал забавные стихи про кошек, которые потом вошли в сборник «Популярная наука о кошках, написанная старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats»). Тиражи этой книжки превышали тиражи критических, поэтических и драматических произведений Элиота. А потом Эндрю Ллойд Уэббер, с детства любивший Старого Опоссума, написал мюзикл «Cats», поставленный в Лондоне в 1981 году и на Бродвее в 1982 году. «Кошки» сразу стали невероятно популярными и транспортировали модерниста Элиота в самую сердцевину массовой культуры. Конечно, «Практическое кошковедение» — не модернистское произведение. Оно наследует традиции nursery rhymes, стихотворным бессмыслицам Льюиса Кэрролла и лимерикам Эдварда Лира. Старый Опоссум — прозвище, данное Элиоту Паундом. Элиот же называл Паунда в переписке Братцем Кроликом (Brer Rabbit). Оба персонажа — герои «Сказок дядюшки Римуса» Д. Ч. Харриса, написанных на основе афро-американского фольклора. Поэты переписывались на афро-американском диалекте, даже обсуждая высокие литературные материи. Вот пример из письма Паунда:

Sez the Maltese dawg to the Siam cat
'Whaaar'z ole Parson Possum at?'
Sez the Siam cat to the Maltese dawg
'Dahr he sets lak a bump-onna-log.'


Элиот, подобно братцу Опоссуму Харриса, был скрытным и тщательно оберегал границы своей личной жизни, возражая, например, против написания своей биографии. Но мы знаем, что в нем уживалось две персоны: buttoned-up и unbuttoned. Кошки написаны второй — легкой, веселой и открытой, шутником и любителем Шерлока Холмса, дань которому отдает кот Macavity, списанный с Мориарти.

Элиот принял британское гражданство в 1927 году и обратился в англиканскую веру из унитарианства. Он был награжден в 1948 году Нобелевской премией по литературе «for his outstanding, pioneer contribution to present-day poetry». Но помимо своих поэтических шедевров, среди которых самые известные — «Waste Land», «Hollow Men», «Ash Wednesday», «Four Quartets», Элиот создавал и глубокие критические очерки, и драматургические произведения.

Элиот скончался от эмфиземы легких в 1965 году и был похоронен в приходе East Coker в Сомерсете, откуда в XVII веке его предки отправились в Новый Свет.

На BBC был снят отличный документальный фильм об Элиоте:
https://www.youtube.com/watch?v=e8VttGxT05k

Гарвардский университет, где Элиот изучал литературу и философию и был редактором литературного журнала «The Harvard Advocate», предлагает бесплатный онлайн курс, посвященный американскому модернизму, «Poetry in America: Modernism», где одна неделя посвящена Т. С. Элиоту:
https://www.edx.org/course/poetry-america-modernism-harvardx-ampox-6−0

(На фото Томас Стернз Элиот и Эндрю Ллойд Уэббер)


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта