Нур Инайят Хан — секретный агент Британии

Шпионская тематика, конечно же, никого не оставляет равнодушным.
Наш постоянный автор Наталья ПОГОДИНА снова предлагает поговорить о героических женщинах, попробовать создать комикс и поиграть в шпионов.
Нур Инайят Хан — секретный агент Британии времен Второй мировой войны, первая женщина-радистка, отправленная в оккупированную Францию Управлением специальных операций (Special Operation Executives, SEO).

Нур Инайят Хан родилась 1 января 1914 года в Москве. Ее отец, учитель-суфий, родился в Индии, мать — американка. Незадолго до Первой мировой войны семья уехала из России. Жили в Париже, Лондоне, снова в Париже. Во Франции девушка получила образование и стала детским писателем.

После начала Второй мировой войны семья Хан снова вернулась в Англию. В силу своих религиозных убеждений Нур была против каких-либо войн и участия в них, однако неприятие фашизма взяло верх над пацифистскими принципами. В конце 1940 года Нур поступила на курсы радистов в специальном английском разведподразделении WAAF (Women's Auxiliary Air Force).

В конце 1942 года девушку завербовало Управление специальных операций. Не все были уверены, что роль разведчицы будет Нур по плечу, но ресурсов не хватало, люди гибли, а Нур превосходно знала французский и умело обращалась с портативной радиостанцией, так что в июне 1943 года ее забросили во Францию, дали псевдоним Madeleine (Мадлен) — в честь героини одной из ее детских книг. Она стала участницей Сопротивления, агентом разведывательной сети «Проспер».
Вскоре многих агентов этой сети арестовали, однако Нур предпочла остаться во Франции и все лето отправляла шифровки в Лондон, кочуя с места на место и умело заметая следы. В октябре на Нур донесла французская гражданка, и ее арестовали. В тюрьме Нур подверглась жестоким пыткам, но военных тайн не выдала. В сентябре 1944 года ее и еще трех радисток отправили в концлагерь Дахау. 13 сентября их расстреляли.

В книге Kate Punkurst «Fantastically Great Women Who Made History» история Нур Инайят Хан рассказана в предельно щадящей форме, поэтому урок по этой главе не обещает быть мрачным.

Для начала можно поговорить с учениками о жанрах литературы. Записывайте на доске все предложенные ими варианты. Список может быть примерно таким: mystery, horror story, romance, adventure story, myth, fairy tale, detective story, comedy. Жанр spy story на данном этапе дети могут и не вспомнить.

Далее — работа в парах. Раздайте (этот или свой) список существительных и словосочетаний: a haunted house, a bouquet, a monster, a chase, a secret camera, humour, evil creatures, a spy drone, a princess, a code name, the police, gods and goddesses, jeopardy, disguise, ridiculous behaviour, chilling/frightening scenes, a knight in shining armour, investigation, danger, a maze, disappearance, a murder. Прочитайте все слова, проверьте, если есть необходимость, перевод.

Попросите учеников разбить глоссарий по записанным жанрам. Одно и то же слово или словосочетание могут быть приписаны к разным группам (a maze — myth/adventure story), и правильного ответа на задание нет, но если чей-то выбор вам покажется странным или неуместным, попросите его обосновать (могут случиться весьма неожиданные и интересные повороты). И если spy story еще не прозвучала, то теперь в парах, коллективно или с вашей помощью ученики должны вспомнить этот жанр благодаря словам «секретная камера», «маскировка», «шпионский дрон» и «псевдоним».

Раздайте листы с главой из книжки. Рассмотрите внимательно картинки, текстовые блоки, speech bubbles. Прочитайте о Нур Инайят Хан вместе с учениками, помогайте с незнакомыми словами и выражениями. Задайте несколько вопросов для проверки. Снова обратите внимание учеников на speech bubbles. Спросите, где часто встречается такая форма текста (в комиксах, графических романах). Разделите учеников на две группы. Предложите ученикам записать всю историю Нур в виде комикса, в высказываниях от имени Нур (частично так сделано в книге).

Договоритесь, например, мысли записывать в облачко, а прямую речь — в облачко с «хвостиком». Например: «All people should be equal and I'm against wars» / «I love writing books for kids», «I'm scared» (thoughts). «I'll do my best to help win the war!» / «I'm not going to give away any secrets!» (direct speech). Сравните истории двух групп, все вместе выберите лучшую.

Если у вас мало времени, то вместо пересказа истории в репликах пусть ученики в группах поиграют в шпионов. Вернитесь к списку слов, с которых начинали (или пусть ученики выберут слова из текста сами), и предложите каждой группе зашифровать пять−шесть слов на выбор с помощью простого кода, где каждая буква записывается в виде своего порядкового номера в алфавите: 3−15−4-5−14−1-13−5 — code name; 7−18−5-5−14−8-15−21−19−5 — greenhouse; 21−14−4-5−18−3-15−22−5-18 — undercover; 12−15−3-1−20−9-14 — location; 5−17−21−9-16−13−5-14−20 — equipment. Ограничьте время шифровки и дешифровки (пять−семь минут).

Предупредите, что выбирать и шифровать слова они должны как можно тише, чтобы соперники их не услышали. За отведенное время дети могут успеть зашифровать разное количество, засчитайте по баллу за каждое слово, но для этапа дешифровки сравняйте количество слов — или уберите лишнее, или добавьте от себя. Снова ограничьте время. Если в процессе переведения цифр в буквы всплывет ошибка, то с команды, допустившей ее, снимите балл. Снова засчитайте баллы по количеству разгаданных за отведенное время слов (с этим заданием обычно справляются быстрее, потому что угадывают по первым буквам, но все равно они должны проверить правильность написания). Суммируйте баллы.

И пусть мы будем играть в шпионов и разведчиков только в образовательных целях!

Папка с материалами:
https://drive.google.com/open?id=1pPqNLJgUPr-aVcjIGuGm5K8qQL2b6Gt-

Художественный фильм о Нур Инайят Хан (на английском) https://www.upf.tv/films/enemy-of-the-reich/watch/

Иллюстрация Миры МИРОНОВОЙ

Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта