Творчество и осознанность в изучении английского языка

Пишет преподаватель английского языка Ольга ВЫШЕГОРОДЦЕВА:
Ко мне на индивидуальные занятия английским приходят школьники разных возрастов. Я обратила внимание на то, что, хотя уровень владения английским, мотивированности и интереса к изучению языка у всех разный, есть одна общая черта, свойственная почти всем моим школьникам, да и взрослым ученикам тоже. Это печать школы, то есть навязанного школой и усвоенного нами всеми стиля обучения, который я для себя обозначила как spoonfeeding knowledge — порционное скармливание знания учащимся.

Такой стиль обучения и изучения предмета предполагает полностью контролируемый преподавателем образовательный процесс, в котором он — активная, преподающая сторона, а учащиеся — пассивная, принимающая. Презумпция собственной пассивности и исполнительности в обучении у учеников настолько велика, что мне редко и с большим трудом удается изменить эту установку.

Почему мне это важно? Потому что я сама, будучи родом из двадцатого века с его устаревшей уже тогда школьной системой, ориентированной на производство исполнителей, понимаю, что в двадцать первом веке, веке диких скоростей, нестабильности рынка рабочей силы и постоянной трансформации профессий, роботоподобный, лишенный творчества, экспериментирования и рефлексии стиль обучения просто невозможен и опасен для будущего детей. Поэтому я предлагаю своим ученикам подумать над вопросами: Как я учу английский язык? Как я работаю с новой лексикой? Как я обхожусь с собственной фрустрацией, когда я не понимаю речь на слух, не понимаю слишком сложный для меня текст, делаю ошибки в речи?

Последний вопрос я считаю ключевым для успешного обучения. Именно здесь часто располагается железобетонный блок, на котором сидит недобрый внутренний критик-привратник, не пускающий изучающего язык в самостоятельное путешествие героя. И еще я задаю такой вопрос: Какие из ваших learning habits помогают вам в изучении языка, а какие мешают? Я расспрашиваю своих учеников о том, как они понимают творчество вообще и творчество в обучении. И когда я задаю вопрос о том, как бы они могли привнести больше творчества в свой собственный процесс изучения английского, это почти всегда ставит моих учеников в тупик. За обеспечение творчества же отвечает преподаватель! А мы готовы творить в указанном им направлении.

Мне очень важно создать для моих учеников пространство для рефлексии над тем, как мы учимся, потому что сейчас, когда учитель утратил монополию на то, чтобы быть источником информации, важно учить учиться, учить осознанности в отношении самого процесса обучения, важно впускать больше жизни в этот процесс и избавляться от механистичности. С моей точки зрения, все эти вопросы — необходимая пропедевтическая часть обучения языку. И важно держать их в уме в ходе самого нашего путешествия в язык.

В ЕГЭ по английскому языку есть тема «Education», изучая которую, мы пишем эссе и о школе в том числе. В рамках этой темы я даю своим ученикам посмотреть TED-выступления знаменитых критиков школьной парадигмы в обучении сэра Кена Робинсона и Сугаты Митры. Мы разбираем, обсуждаем и взвешиваем основные тезисы этих выступлений, соотнося их с нашим личным опытом обучения в школе. Когда мы смотрим анимированное видео с тезисами Кена Робинсона, я прошу учеников обратить внимание на использованный в нем способ конспектирования — mind-mapping, которому редко учат в школах, но который может быть хорошей творческой альтернативой стандартному конспектированию и дудлингу на уроках. Я спрашиваю учеников о том, что полезного дает им школа и что в школьном обучении бесполезно или даже вредно. Я прошу высказать и обосновать свою позицию в отношении тестовой системы, которая сейчас подвергается огневой критике со стороны новаторов в образовании. Мы обсуждаем плюсы и минусы учебников и вместе пытаемся представить школу будущего.

Иллюстрация Миры МИРОНОВОЙ

Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта