Учимся мечтать по-английски

Пишет наш постоянный автор Ольга ВЫШЕГОРОДЦЕВА:
Детей не нужно учить мечтать — они уже готовые мастера мечтательности. Но далеко не все из них хорошие рассказчики, этому искусству необходимо учиться. Рассказывание историй, этот исключительно человеческий способ бытия в мире, включено в любой курс преподавания иностранного языка, и само умение сочинить интересную историю проверяется на экзаменах международного уровня вроде PET, FCE или CPE наряду с собственно лингвистическими компетенциями. И получается так, что некоторые из моих учеников делают свои первые писательские шаги именно на английском, на нем ищут свой голос и учатся следовать за своим воображением.

Одно из упражнений, которое я использую для разогрева, — это работа с моделью «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла. Я предлагаю своим ученикам посмотреть прекрасный анимационный видеоурок TED-Ed «What makes the hero's journey», где в краткой и увлекательной форме дается схема стадий путешествия героя и приводятся примеры из известных книг и фильмов, таких как «Гарри Поттер» и «Голодные игры». https://www.ted.com/talks/matthew_winkler_what_mak...

Помимо образовательной функции, у видео есть мощная мотивационная составляющая, и зрителям предлагают не только поискать схему Кэмпбелла в любимых книжках и сериалах, но и посмотреть на свою жизнь как на путешествие героя. Автор видео Matthew Winkler цитирует Кэмпбелла: The cave you fear to enter holds the treasure you seek, а затем спрашивает нас: What is the symbolic cave you fear to enter? — и предлагает совсем простые примеры вызовов, которые нам ежедневно бросает жизнь.

После того, как мы с учениками осваиваем саму схему и прослеживаем ее на каком-нибудь произведении, я предлагаю им написать по этой схеме сказку про себя как героя, который идет навстречу своему страху и побеждает его. Такое упражнение помимо обучающей задачи содержит в себе значительный элемент психологической работы, и на этой территории преподаватель должен ступать максимально внимательно и бережно. Я также прошу проиллюстрировать свою историю или же вообще оформить ее в виде комикса, что у одних вызывает восторг, у других — смущение, но результат неизменно оказывается великолепным. Я очень люблю эти маленькие героические шедевры моих учеников.

В качестве вдохновляющего примера можно привести Мориса Сендака, иллюстратора и писателя, с его «Where the Wild Things Are», где в совершенной пропорции сочетаются юмор, мудрость и простота языка. Книга Сендака как раз об одном из способов — совсем нетривиальном — совладания с собственными страхами. И это, без всякого сомнения, путешествие героя. Можно посмотреть на саму книжку и послушать чтение, например, вот здесь: Сам же Сендак не любил электронные книги и в резких словах отзывался о созданном для детей электронном приложении по этой книжке.

Я очень люблю, как актер Кристофер Уокен читает эту историю и остроумно комментирует каждую иллюстрацию, развертывая контекст и невысказанные смыслы книжки. Я думаю, его исполнение можно взять за образец работы с книжкой, в которой мало текста, но много прекрасных, будящих и будоражащих воображение иллюстраций: https://www.youtube.com/watch?v=KKNaYlzssbc

Самого Мориса Сендака можно представить ученикам, показав им вот это видео, в котором писатель размышляет о том, что такое творчество, рассказывает о влиянии на него комиксов и Уильяма Блейка, поэта и иллюстратора собственных книг. Сендак говорит об уникальности детского видения мира, его волшебстве и странности, обо всем том, что мы находим в его книгах и что до сих пор есть в нас самих, пусть даже и как возможность.

https://www.youtube.com/watch?v=xXAjkLUv7dY


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта