«Логическую песню» выпустила в 1979 году английская группа
Supertramp на своем знаменитом альбоме «Breakfast in America». Песню написал и исполнил лидер группы Роджер Ходжсон, для которого эта композиция стала очень личной, основанной на горьком опыте. Счастливое детство будущего музыканта закончилось, когда родители отослали его в частную школу-интернат, где он провел десять лет. Окончив школу, молодой человек понял, что так и не получил ответов на те вопросы, которые волновали его больше всего. Вот что говорил об этой композиции сам Ходжсон: «В детстве нас учат, как себя вести, но в то же время очень мало говорят о том, какие мы есть на самом деле. Нас учат, как обитать во внешнем мире, но не рассказывают о внутреннем мире. Мы проходим путь от невинности и детского восхищения к подростковой растерянности, которая во взрослом возрасте часто заканчивается цинизмом или разочарованием. Главный вопрос, который звучит в „Логической песне“, — „Скажите мне, кто я такой?“; по сути, в этом и заключается смысл композиции. Я думаю, что это вечный вопрос, который продолжает волновать людей во всем мире, и именно поэтому он не теряет своего смысла».
Таким образом, «Logical Song» подвергает критике традиционное школьное образование. Чтобы подчеркнуть формальность и стандартизованность обучения в школе, Ходжсон использует в тексте интересный художественный прием: он намеренно перегружает песню прилагательными. Можно сказать, что они начинают играть роль «ярлыков» или стандартов, которые, по мнению автора, «навешиваются» на каждого ученика (
sensible, logical, responsible, practical).
Для нас в «Logical Song» интересно и то, что прилагательные в ней лихо чередуются с наречиями (
joyfully, playfully) и даже с существительными. Например, прилагательные
radical и
vegetable моментально превращаются в существительные, получая артикль «a». Это дает возможность придумать на основе песни интересные упражнения. Например, сможете ли вы найти в этой песне все наречия? А все существительные? А какие еще прилагательные можно превратить в существительные добавлением артикля? Можно повернуть разговор и в более философское русло: согласны ли вы с претензиями автора к школе? Должен ли учитель помогать ученику разобраться в себе или же его задача — рассказывать об окружающем мире?
Пока вы размышляете над этими непростыми вопросами, мы добавим лишь, что в 1980 году Роджер Ходжсон получил за «Logical Song» сразу две премии Айвора Новелло: одну за музыку, другую — за текст. Это старейшая и самая престижная британская премия, которая вручается сочинителям песен. А наша сегодняшняя композиция, критикующая школьное образование, остается, по некоторой информации, одной из самых цитируемых и изучаемых… в школах.
https://youtu.be/J_NGulTmh88 Logical Song When I was young It seemed that life was so wonderful A miracle, oh it was beautiful, magical And all the birds in the trees Well they’d be singing so happily Oh joyfully, oh playfully watching me But then they sent me away To teach me how to be sensible Logical, oh responsible, practical And then they showed me a world Where I could be so dependable Oh clinical, oh intellectual, cynical There are times When all the world’s asleep The questions run too deep For such a simple man Won’t you please Please tell me what we’ve learned I know it sounds absurd Please tell me who I am I said now what would you say Now we’re calling you a radical A liberal, oh fanatical, criminal Oh won’t you sign up your name We’d like to feel you’re acceptable Respectable, oh presentable, a vegetable! Take, take, take it But at night, when all the world’s asleep The questions run so deep For such a simple man Won’t you please Won’t you tell me Please tell me what we’ve learned Can you hear me I know it sounds absurd Why won’t you help me But please tell me who I am Who I am, who I am, who I am 'Cause I was feeling so logical Digital One two three four Liberal