Мнемонические техники (1)

Давным-давно бумага была дорогая, а выступать на публику люди любили всегда, и многие говорили образно, толково, без запинок. Самые красноречивые ораторы и рассказчики владели не только метафорами, повторами и аллегориями, но знали толк в мнемонике — умели запоминать. Наш постоянный автор Наталья ПОГОДИНА начинает разговор о мнемонических техниках.
Получая новые знания, мы все хотим, чтобы они закрепились в нашей памяти всерьез и надолго, а изучение иностранных языков требует особых усилий. Мы регулярно делимся своими находками, приемами и подходами для заучивания слов и выражений, грамматических конструкций и правил написания.

Мне кажется, пришло время поговорить о мнемонических приемах и о том, какие из них и как могут оказаться полезными на уроках английского.

Мнемоника (mnemonics, BrE nɪˈmɒnɪks, AmE ˈmɑːnɪks) — совокупность методов запоминания информации. Мнемотехники заставляют память работать эффективнее и помогают быстро извлекать нужные данные. Вербальные и визуально-пространственные мнемонические приемы являются серьезным и практически универсальным подспорьем в работе с разнообразной информацией. Кроме того, многие из нас знают, что привлечение музыки также повышает эффективность обучения и запоминания.

Вы наверняка помните «чертоги разума», по которым бродили Шерлок Холмс и Ганнибал Лектер. Это один из самых известных и популярных приемов, его еще называют «дворец памяти», «римская комната», «метод локусов». Этот метод похож на знаменитую «дорогу Цицерона», некоторые считают его отдельной техникой, но и то, и другое — визуально-пространственные приемы «упаковки», организации, хранения информации и извлечения ее из памяти. Они опираются на природную способность нашего мозга и памяти воссоздавать пространственные образы, тем более что образы могут быть не только зрительные, но и аудиальные (звуки), концептуальные (идеи), вкусовые, ольфакторные (связанные с запахами), тактильные (связанные с движениями и ощущениями).

При работе с такого рода приемами новые факты и слова привязываются к уже знакомым местам в квартире, на улице, в городе. И в нужный момент вы, мысленно обходя свои владения, сможете легко и быстро доставать из памяти то, что вам нужно. Специалисты говорят, что для приручения этой техники совсем не обязательно иметь хорошо развитое воображение или богатую фантазию, потому что любой человек в состоянии воспроизвести в памяти собственную кухню, дорогу на работу, любимое место в городе. Вообще узнавание, заучивание нового в целом опирается на привязку этого нового к уже известным вещам.

Тем, кто преподает и изучает иностранные языки, «дворец памяти» наверняка напомнит структуру учебников: например, лексика и грамматика — этажи, тематическая разбивка вокабуляра и грамматические темы — комнаты. Впрочем, нам никто не мешает строить города из дворцов и домиков и наполнять их картинками, звуками, запахами. С другой стороны, практически любое место в квартире, городе, деревне и мире естественным образом связано с конкретными словами, и мы этим можем пользоваться для отработки наших ментальных прогулок. В качестве разминки или разогрева всегда можно задаться вопросом (или задать его): «Что у меня в холодильнике?», «Что в моем кухонном шкафу?», «Что в моем шкафчике в ванной?», «Что на стадионе?», «Что в театре?»

Для создания «дворца памяти» с нуля и по конкретному поводу специалисты советуют нарисовать план-схему известного места; проложить путь между предметами/зданиями; путь должен быть линейным, не путайте следы и не захламляйте свой первый чертог; пронумеруйте все пункты, присвойте им факты, которые хотите запомнить, запишите их последовательность; используйте этот дворец как можно быстрее для извлечения «упакованной» информации. Можно использовать и очень маленькие пространства (балкон и кладовку) и даже собственное тело, «прикрепляя» информацию к пальцам, коленям, локтям и т. д. Отмечу, что этот прием в чистом виде (без привлечения контекста и дополнительных ассоциаций) чаще всего более эффективен в отношении имен, географических наименований, названий предметов и их последовательности.

Однако для закрепления и последующего извлечения абстрактных понятий лучше комбинировать разные способы. Конечно же, уже разработаны и компьютерные программы для построения «дворцов памяти», например — Munx VR.

Среди других известных можно выделить следующие мнемотехники: ассоциативная цепочка (chain method of memorizing), алфавитный способ (alphabetical method), слова-ключи и подмена слов (keywords, substitute word), замещение чисел (number substitute). Они основаны на создании ассоциаций, группировании и упорядочении информации, на образовании акронимов, на игре слов, на коротких чантах, считалочках и стишках, на замене слов или цифр буквами, звуками, картинками. Все мнемотехники опираются на контекст, ассоциации и зрительные образы.

Я бы хотела уделить внимание тем мнемотехникам, что мне кажутся особенно перспективными в отношении иностранных языков и рассказать о рекомендациях специалистов по их применению.

Ассоциативная цепь (link/chain method) — одна из самых базовых мнемотехник, широко используется для запоминания списков или определенной последовательности событий. Классический (еще и рифмованный) пример такой техники — стихотворение «Дом, который построил Джек». Фактически, это сторителлинг, где основные правила примерно следующие. Первый образ (запоминающийся, гиперболизированный или дурацкий) представляет список или тему в целом. Следующие образы так или иначе должны быть связаны с общей темой и с последующим пунктом в списке. Метод хорош для запоминания сюжетов, устных выступлений, а также научных фактов и исторических событий.

С точки зрения изучения иностранного языка эта техника может пригодиться для запоминания пересказов и конкретного вокабуляра, включая фразовые глаголы: A photographer called Close Up came up with the idea of making up stories for each photo he took. He made up a story how some friends met up in a pub. They met up to bring up a question of child upbringing. None of them has brought up a single kid, but all of them wanted Close Up to take their close-ups and they were not going to put up with Close Up’s making up stories about them. Простите за нелепый поток сознания, это для наглядности.

Всем преподавателям хорошо известны интеллект-карты — mind maps (спайдерграммы — это немного другое). Вот несколько советов от специалистов по их составлению: пишите отчетливо и используйте буквы разного размера; используйте несколько цветов (лучше больше трех); в центр хорошо бы поместить картинку, вокруг нее — наиболее важные и максимально релевантные факты, от них «отпочковываются» детали и события, имеющие отношение к ним; структура должна быть радиальной; самые важные слова выделяют цветом или шрифтом; линии, на которых помещаются слова, должны быть не длиннее и не короче самих слов.

Применяя мнемотехники в обучении иностранным языкам, стоит помнить о некоторых особенностях работы нашего мозга.

Во-первых, наш мозг обычно всеми силами старается избежать грустных, плохих ассоциаций, поэтому картинки советуют подбирать, имея это в виду. Во-вторых, нам свойственна межполушарная асимметрия: правое и левое полушария по-разному обрабатывают информацию, отличаются, если можно так сказать, по предпочтениям и эффективности познавательных процессов.

Неоднократно было показано, что правое полушарие чаще отвечает за общие, глобальные темы, а левое — за детализацию. Это не значит, что они четко делят между собой когнитивные функции, просто левое полушарие (чаще всего) быстрее решает логические, линейные и последовательные задачи, тогда как правому свойственны интуиция, спонтанность, образное и пространственное мышление.

Полушария мозга тесно взаимодействуют, но третье, что нужно помнить про особенности нашего мыслительного аппарата, — это то, что у каждого из нас, как правило, одно из полушарий доминирует. Именно эти факторы следует учитывать при индивидуальном и групповом обучении иностранным языкам, комбинируя логические и творческие задачи и привлекая различные техники.

Все описанные приемы можно применять на уроках и в серьезной, и в игровой форме. Это только начало разговора о мнемонических техниках и их привлечении в качестве помощников в изучении английского. Впереди — разговор о «ключах», прозаических и лирических.
Stick around, keep calm and build your mind palace.

Ссылки по теме:

Sherlock’s mind palace https://www.youtube.com/watch?v=0FSKTndbwVo
Сайт подкаста о технике memory palace, много интересной информации https://www.magneticmemorymethod.com/memory-palace/
Трейлер фильма «Memory Game» от Netflix https://www.youtube.com/watch?v=Gve0Y8cYAoo
Короткое видео с объяснением подхода для запоминания чисел с помощью замещения их буквами и образования созвучных известных слов https://www.youtube.com/watch?v=haO84Cr1Oak
«Дом, который построил Джек» https://www.youtube.com/watch?v=cZf8Ynf5WoU
Сайты для создания mind maps https://www.mindmup.com/
https://mindmapninja.com/
Выступление Aaron Ralby на TEDx об изучении языков и построении memory palace https://www.youtube.com/watch?v=tJqfTpZFouM
Видео о создании memory palace для запоминания президентов США с помощью программы Munx VR
https://www.youtube.com/watch…


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта