Рейнольдс и Екатерина Вторая

О том, как великий английский художник Рейнольдс и русская императрица Екатерина Великая не угодили друг другу, рассказывает наш постоянный автор Ольга СВЕНЦИЦКАЯ.
Коллекция английской живописи, которую мы сегодня можем видеть в залах Эрмитажа, поистине уникальна, так как такое количество произведений британских художников крайне редко можно встретить в европейских музеях. Ядром коллекции стали картины из собрания одного из крупнейших европейских коллекционеров первой половины XVIII века сэра Роберта Уолпола, (Sir Robert Walpole), министра во время царствования сначала короля Георга I, а потом и Георга II.

.Когда Джордж Уолпол, непутевый внучатый племянник знаменитого деда, выразил намерение продать драгоценные картины императрице Екатерине II, это вызвало бурю негодования в английском обществе. В парламенте обсуждалась попытка организовать подписку для покупки этой картинной галереи в национальную собственность. Но, по словам русского посланника в Лондоне Алексея Семеновича Мусина-Пушкина, «неудовольствие и сожаление английского дворянства о выпуске сих картин из здешнего государства» не поколебали решимости Джорджа Уолпола продать собрание в Россию. Русская императрица приняла решение быстро, и в начале 1779 года дело было завершено. Эта покупка имела огромное значение для формирования картинной галереи Эрмитажа. Всего 206 произведений как великих старых мастеров, так и британских художников перекочевали в Эрмитаж в 1779 году. То, что было потерей для Англии, для России стало не только основой крупнейшего музейного собрания страны, но и одной из основ крепнущей государственности.

Екатерина купила наследство Роберта Уолпола за ничтожную сумму — 40 000 фунтов стерлингов. Так она отомстила за то, что когда-то Роберт Уолпол назвал ее «философствующим тираном».

Через десять лет в Россию на корабле «Friendship» прибыли еще три картины. Одна из них — огромная, примерно в 3×3 метра — принадлежала кисти прославленного английского живописца Джошуа Рейнольдса, которую он выполнил по специальному заказу русской императрицы Екатерины II. На полотне был изображен младенец Геракл, лежащий в колыбели рядом с братцем, а в каждой руке Геракла извивалась в смертных муках страшная змея. Подпись гласила: «The Infant Hercules Strangling the Serpents, planted Hero». Сам художник так пояснял выбор темы в письме Потемкину: I have chosen a theme for supernatural force Hercules still in its infancy, because this plot allows an analogy … Teen with, but so well-known power of the Russian empire.

Картина была сперва выставлена в Лондоне, где Рейнольдс с гордостью всем рассказывал, что тот факт, что русская государыня отправила заказ именно ему, свидетельствует о международном признании английской живописной школы и его картина может служить укреплению дипломатических связей между двумя странами.

Его гордость имела законные основания. Хотя первым английским художником, представлявшим национальную школу живописи за границей, был Уильям Хогарт (William Hogarth;1697−1764), достижения Рейнольдса поразительны.

Рейнольдс родился в 1723 году в городе Плимтон, в Девоншире, в семье учителя грамматической школы. Его отец какое-то время преподавал в Оксфорде, но сыновей своих в университет не послал. Старшая сестра Мэри поощряла интерес Джошуа к рисованию и заплатила половину суммы, которая требовалась для уроков в лондонской студии художника Томаса Хадсона. Девятью годами позже она же подарила брату деньги на поездку в Италию, и знакомство Рейнольдса с произведениями итальянских мастеров имело далеко идущие последствия для развития английской живописи.

В 1749—1752 гг. Рейнольдс путешествует по Европе, изучая произведения великих мастеров. Вернувшись в 1753 г. в Лондон, художник очень быстро завоевал положение ведущего портретиста.

Вернулся Рейнольдс на родину с убеждением, что Grand Manner, или Высокий стиль, — вот главное, к чему должен стремиться каждый художник. По его мнению, достойны внимания были только мифологические и исторические сюжеты. Микеланджело, Рафаель, Тинторетто, а после поездки Рейнольдса во Фландрию и Рубенс навсегда стали для него образцами для подражания. Парадоксально, но преуспел он больше всего в парадных портретах в рост, в детских и женских портретах, чем и прославился и заодно разбогател. С возникновением идеального портрета Рейнольдса английское портретное искусство обрело свой неповторимый и значимый характер. В течение полувека художнику заказывали портреты известнейшие люди Англии — ученые, артисты, художники, литераторы, политики, военачальники, представители английской знати. Эта блестящая портретная галерея насчитывает свыше двух тысяч произведений

Рейнольдс первый в Англии стал организовывать художественные выставки. Вместе с писателями Голдсмитом и Джонсоном он основал литературное общество, а затем и Академию художеств и стал ее первым президентом. Несмотря на то, что король Георг III недолюбливал Рейнольдса, он даровал ему дворянство, а потом и рыцарское звание, так как художника уже называли славой Англии. До Рейнольдса профессия художника не была столь уважаемой.

Рейнольдс уже был на пике популярности, когда английский посланник при дворе русской императрицы посоветовал ей заказать живописцу картину, утверждая, что это придаст больший блеск ее английской коллекции. Выбор сюжета был предоставлен самому художнику при условии, что это будет историческая картина, так как именно этот жанр был наиболее уважаемым.

Когда из России пришел заказ на полотно исторического содержания, Рейнольдс был окрылен. Несмотря на преклонный возраст, он с жаром приступил к работе. Друзья ему предлагали изобразить английскую королеву Елизавету или российского царя Петра I во время его пребывания в Англии, но Рейнольдс остановился на мифе о младенце Геракле, ибо сюжет допускал аналогию с недетской мощью России.

Удивительная история рождения Геракла и козней Геры хорошо известна. Зевс влюбился в красавицу Алкмену, жену героя Амфитриона. Чтобы зачать Геракла, Зевс принял облик Амфитриона, остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. Алкмена родила одновременно двух сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В ночь, когда Геракл должен был родиться, Зевс поклялся на собрании богов, что младенец из его потомков будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы, и в этот день родился внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который и получил власть над Пелопоннесом. Чтобы погубить Геракла, Гера подослала к колыбели новорожденных двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их голыми руками.

Мускулистый малыш в центре картины был срисован с крестьянского ребенка. Над колыбелью витает Гера, потерпевшая неудачу. Мать Алкмена и ее служанка охвачены ужасом. В противоположном углу римский антураж добавляет классическое звучание и уравновешивает выделенное пространство колыбели. Амфитрион с одобрением наблюдает за происходящим и убеждается в недюжинной силе ребенка, а слева от него находящийся в тени прорицатель Тиресий пророчит Гераклу славу.

На словах Екатерина выразила восхищение и картиной, и лекциями Рейнольдса, которые она велела перевести на русский язык. Это были его знаменитые пятнадцать «Discourses», прочитанные им для студентов Академии.

Она отправила в Англию письмо, которое было написано по-французски и переведено для Рейнольдса на английский: I have read, and, I may say, with the greatest avidity those discourses pronounced at the Royal Academy of London by Sir Joshua Reynolds, which that illustrious artist sent with his large picture, in both productions one may easily trace a most elevated genius.

К письму прилагалась золотая табакерка, усыпанная бриллиантами, с портретом императрицы. Душеприказчики Рейнольдса писали Екатерине: «Ваше императорское величество сделали одновременно величайшую честь живописному искусству и нашей стране, оказав покровительство покойному кавалеру Рейнольдсу… написанная им картина — бесспорно, самая большая его работа и, по мнению знатоков нашей страны, доставила наибольший триумф английской школе…» При этом они же выразили недоумение по поводу невыплаты обещанной суммы и настаивали на соблюдении договора, но из России пришло сообщение, что и табакерка может считаться гонораром. Екатерина медлила с оплатой, и за этим скрывалось ее недовольство. Время шло, душеприказчики настаивали, и, когда обещанные 1500 гиней достигли Англии, художника они не могли порадовать, так как он уже умер.

Почему же императрица осталась недовольна работой прославленного художника? Во-первых, ей не понравилось, что Россию он представил младенцем, тогда как славная история страны, начавшаяся с основания Киева в 482 году, была значительно старше и мощь России не вызывала ни у кого сомнений. Во-вторых, еще когда картина была представлена на выставке в Лондоне, насмешники увидели в двух змеях несчастных императоров. Один из этих императоров, муж Екатерины Петр III, был задушен братом ее любовника Алексеем Орловым. Официально было объявлено, что император «умер от воспаления в кишках и апоплексического удара», но в эту версию никто не поверил. В образе другой змеи видели несчастного Ивана VI (Иоанн Антонович). Он царствовал с октября 1740 по ноябрь 1741 года при регентстве сначала Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Император-младенец был свергнут Елизаветой Петровной, провел почти всю жизнь в одиночном заключении и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить.

Картину отправлять назад не стали, и она осталась в России.

Три величественные картины Рейнольдса украшают в Эрмитаже зал английской живописи XVI—XIX вв.еков. В двух из них видны его умелые заимствования у Рубенса и Тициана с их театральной пышностью. Кроме заказа от Екатерины Рейнольдс получил еще заказ и от Потемкина и написал для него «Воздержанность Сципиoна Африканского» («The Continence of Scipio») и «Венеру с амуром» («Cupid Untying the Zone of Venus»), игривую картину в духе Буше и Фрагонара.

Потемкин выбор сюжета предоставил художнику, и Рейнольдc остановился на «Римской истории» Тита Ливия. Герой Второй Пунической войны Публий Корнелий Сципион Африканский возвращает прекрасную пленницу ее жениху, отказываясь от выкупа. В сюжете выражается восхищение военными доблестями Потемкина, который возглавлял армию в русско-турецких кампаниях. Композиция строится на контрасте между мощной фигурой полководца, спокойного и невозмутимого, и женственностью пленницы, измученной перенесенными невзгодами.

(Изящная «Венера с амуром» была повторением лондонской «The Snake in the Grass»).

Заслуги Рейнольдса перед своей страной велики, но и Россия ему благодарна.

Иллюстрация Миры МИРОНОВОЙ
Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта