Как помочь подростку выбрать книжку по-английски?

Как помочь подростку выбрать увлекательную книжку по-английски на лето? Каким сайтом можно воспользоваться для выбора литературы? Советы учителям и родителям дает преподаватель английского языка Ирина ВАЙСЕРБЕРГ:
А между тем, дорогие, мы и не заметили, как подступило лето. Конец учебного года, конец нервным стрессам — радостным и нет, но конец ли учебы? Совсем не обязательно.

Вообще, на мой взгляд, в идеале учеба заканчиваться не должна никогда. Нет, разумеется, это совершенно не означает непрестанного сидения за партой. Это означает абсолютно другое: подошел конец школьной рутине, как бы хорошо организованной она ни была, а наступило время учебы в собственное удовольствие. И нет в этом отношении более благодатного предмета, чем английский язык. Здесь можно говорить о широчайшем спектре действий, но начать хотелось бы с самого насущного — с летнего чтения. Сразу оговорюсь, что речь пойдет о старших подростках, находящихся на достаточно продвинутой стадии изучения языка. О малышах будет отдельный текст.

Многие школы и многие педагоги задают детям читать книжки на лето, но иногда и учительская, и детско-родительская сторона относятся к этому довольно формально, даже если и добросовестно. Ну, прочитали означенное количество страниц, ну, выписали незнакомые слова, ну, пусть даже упражнения на понимание прочитанного в конце книжки сделали — что еще надо-то?

По большому счету, больше ничего и не надо: сделали — и спасибо. Какой-то толк будет, что-то останется. Но вот другой вопрос: а чего мы хотим добиться?

На самом деле летнее чтение, особенно на иностранном языке, дает ребенку уникальный шанс развить свои интеллектуальные способности, значительно расширить кругозор, улучшить речь и память и получить ту самую радость от учебы, которая может не так часто посещать его в течение учебного года.

Очень многое, конечно, зависит от выбора книги для чтения. Мне могут возразить: какой тут выбор? — Что в школе дали, то и читать будем. Ну, а если ничего не дали? Или то, что дали, — не нравится? Конечно, если книжку задали в школе, прочитать ее придется, даже если она не по душе. Но ведь в этом случае она попадет мимо цели. Поэтому к вопросу выбора литературы надо подходить максимально внимательно, и это очень удобный момент для того, чтобы осмотреться вокруг. Неплохо было бы перед концом учебного года выяснить, что именно ребенку интересно прочитать. Да, это подразумевает отдельный подбор для каждого ребенка, и, конечно, это хлопотно. Но это гораздо лучше, чем формально, с чувством отторжения прочитанная книга.

Этот вопрос читательских предпочтений может стать темой для отдельной беседы с обсуждением жанров и стилей и основой для любопытнейшего урока (если обсуждение идет в школе) или разговора (если это обсуждается в семье). Дальше тема делается еще более захватывающей. К примеру, выясняется, что ребенку интересна фантастика. И не просто фантастика, а, скажем, космические эпопеи. И вот здесь открывается огромный простор для детского исследования. Мы можем сформулировать с десяток тем, направляющих детские изыскания в этой области. То есть мы не даем одну книжку. Мы даем одну тему, например: «Космические эпопеи от „Звездных войн“ до „Марсианина“».

Разумеется, дать одну только тему недостаточно. Стоит вникнуть в вопрос и разработать несколько руководящих тезисов, оговорив, что юный исследователь имеет право и отклониться от них, если его исследование пойдет в другом направлении. Само собой разумеется, что надо условиться и о конечном продукте: будет ли это лекция, презентация, книжное обозрение или рекламный проспект (опять же с правом перемены жанра, если это будет необходимо)? Что нам это дает? — Эффект совершенно очевиден: если тема читателя увлекает, он перелопатит гору литературы за лето. Не одну книжку, а штук двадцать источников. И к 1 сентября у него будет довольно сильное мотивационное основание стремиться в школу, чтобы рассказать обо всем, что ему удалось накопать, и представить то, что ему удалось написать.

Хорошо, если читательские интересы у ребенка сформированы. А если нет? Здесь нам на подмогу приходит прекрасный ресурс: https://summerreadingchallenge.org.uk/

На этом сайте можно провести целую вечность, но главное — он дает ребенку самому сформировать собственное представление о своих читательских предпочтениях. Он на это и нацелен. Кроме этого, все книжные обзоры там написаны также подростками. И, по моим личным наблюдениям, это мощнейшая мотивация, побуждающая ребенка вступить в этот клуб — клуб любителей читать на английском.

А отсюда полшага и до самостоятельной тяги читать все больше, все глубже и все чаще, с все более глубоким и тонким пониманием прочитанного. А разве мы не этого хотели достичь?


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта