Фильм для старшеклассников. «Искупление» по роману Иэна Макьюэна

Рекомендует наш постоянный автор Наталья ПОГОДИНА.
В наши дни чаяния молодых киноманов связаны в основном с героями вселенных Marvel и DC, а также саги о Звездных войнах. Все эти фильмы — отличный материал для уроков, но сегодня мне хочется поговорить о земных и реальных героях.

Критики говорят, что именно роман «Искупление»/ «Atonement», написанный в 2001 году, вывел Иэна Макьюэна на новый уровень, и именно с этой книги за ним закрепилась репутация не просто превосходного британского писателя, но автора бестселлеров. Творчество Макьюэна покоряет мастерством, легким (но достоверным) безумием, присущим многим сюжетам, и сопереживанием героям в любых ситуациях. Скорее всего, больший, по сравнению с его предыдущими произведениями, успех романа «Искупление» объясняется еще и тем, что к армии читателей и почитателей присоединились молодые и очень молодые люди. Возможно, это единственный роман писателя, который можно (и нужно) рекомендовать старшеклассникам. Ведь это — трагическая история одной ошибки. Ошибки, сделанной человеком в определенном эмоциональном состоянии и в очень молодом возрасте, в том возрасте, когда часто богатое воображение опережает здравый смысл, когда большинству не хватает ни смелости признать ошибки, ни ума, чтобы предвидеть их последствия, ни уж тем более мудрости, чтобы что-то исправить.

Мы нередко пытаемся представить себе, каким может быть фильм по прочитанной книге. Но о чем бы ни мечтали читатели и поклонники, какой бы подбор актеров ни обсуждали в интернете, на деле фильмы по любимым произведениям очень часто нас разочаровывают. Роман «Искупление» режиссер Джо Райт (Joe Wright) экранизировал в 2007 году. Первым его фильмом для большого экрана был «Гордость и предубеждение»/ «Pride and Prejudice», а «Искупление» — второй художественный фильм режиссера, и он вполне достоин оригинального романа, что подтверждают множественные призы и награды.

Некоторые из моих учеников посмотрели этот фильм просто потому, что я вскользь (но намеренно) упомянула, что в нем снимался Джеймс Макэвой, которого они знают и любят по другим фильмам («Люди X», «Сплит»). Однако есть и более искусные способы вызвать интерес к фильму. Покажите ученикам самые первые кадры фильма (даже если они его видели, то могут и не вспомнить):

https://www.youtube.com/watch?v=QO-Ity9GTQI

Можно остановить примерно на 1:00 и спросить учеников, что за звук сопровождает начало фильма. «Соло на печатной машинке» звучит как настоящий гимн в честь всех трудяг-typewriters, помогавших писателям создавать великую литературу в конце XIX и XX веке. Кстати, в некоторых сценах фильма этот мирный звук напоминает пулеметную очередь.

После просмотра эпизода целиком обсудите, что мы увидели. Что нас ждет дальше — семейная сага, история взросления, рассказ уже о взрослой жизни подающего надежды драматурга? Порой, когда фильм досмотрен до конца, понимаешь, что самое начало «предвещало многое». Захваченные просмотром, мы часто забываем, с какого трамплина мы нырнули или, наоборот, как плавно шли по отмели вслед за сюжетом. Если внимательно посмотреть, то что мы видим? Большой дом, прислугу, девочку, увлеченную писательством, любящая мама поддерживает свою дочь — назвала ее пьесу грандиозной (It's stupendous, darling!), а девочке, видимо, нравится этот парень постарше, и он «из простых».

После обсуждения можно показать интервью с красной ковровой дорожки:

https://www.youtube.com/watch?v=sDOSzKtEP5g

Звук не очень четкий, но пусть ученики посмотрят на ключевые фигуры — Иэна Макьюэна, Джо Райта, Сиршу Ронан, Киру Найтли, Джеймса Макэвоя, Бенедикта Камбербэтча. Однако перед просмотром видео следует попросить слушать внимательно, о чем говорят актеры и создатели фильма, чтобы коллективно составить приблизительную общую картину (они хвалят роман, фильм и друг друга, естественно).

В качестве задания после просмотра можно попросить учеников написать свой собственный слоган (tagline, броскую надпись на постере или афише) к этому фильму. Для этого обсудите другие варианты:

Appolo 13: Houston, we have a problem.

Twilight: When you live forever, what do you live for?

Edward Scissorhands: His story will touch you, even though he can't.

A Nightmare on Elm Street: If Nancy doesn't wake up screaming, she won't wake up at all.

Atonement: 1) You can only imagine the truth. 2) A forbidden love. A secret letter. A child's imagination. A false accusation. 3) Torn apart by betrayal. Separated by war. Bound by love.

Мои ученицы смотрели фильм самостоятельно, но потом мы, конечно, его обсудили. Меня поразило, насколько зрело и здраво они рассуждали о героях, о ситуации, об искуплении. Надеюсь, и ваши ученики удивят и порадуют вас. В романе «Искупление» есть слова: Every now and then, quite unintentionally, someone taught you something about yourself (Порой ненамеренно мы познаем себя благодаря другим людям), let's learn about ourselves.

Прочие методические рекомендации:

− Фамилия режиссера — Wright — очень распространенная английская фамилия, когда-то этим словом называли плотников или ремесленников в более широком смысле слова. Можно обратить внимание учеников на написание, и здесь же к месту придется упоминание слова playwright (драматург). Очень часто изучающие английский язык долго и ошибочно полагают, что playwright — это «пьеса/play» и «писать/write».

− Можно написать на доске слоганы фильмов без их названий, чтобы ученики попытались угадать, о чем фильм, и нашли среди прочих слоган «Искупления».

− Можно показать еще один-два эпизода из фильма:

https://www.youtube.com/watch?v=vTonWx85EJI Робби и Брайони

https://www.youtube.com/watch?v=Tgsrmz-VAR4 сцена с автомобилем

https://www.youtube.com/watch?v=mXTnRdMdZXA Дюнкерк

https://www.youtube.com/watch?v=i3aBQze_2Fw сцена с французским солдатом

− Если будете обсуждать фильм с учениками после каникул, спросите, есть ли у них альтернативная версия событий, что и в каком повороте сюжета они бы хотели изменить. Во-первых, такие разговоры — хороший способ проверить, понравился ли фильм (если да, они наверняка уже думали об этом). Во-вторых, в процессе таких дискуссий мы вспоминаем и шлифуем 3d Conditional.


Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта