Играем в «Шляпу»

Как провести урок английского весело и с пользой? Один из лучших способов в таком случае — игра «Шляпа», считает преподаватель английского Екатерина РОГОВА.
Правила классической игры следующие: класс разбивается по парам, все садятся в круг, при этом пары садятся не рядом, а напротив друг друга. Все участники пишут совершенно любые слова на маленьких бумажках. Затем бумажки сгибаются пополам, так чтобы слова нельзя было сразу прочесть, но можно было быстро развернуть, и кидаются в шляпу (если нет шляпы, то в какую-нибудь емкость, например в вазу). Первый игрок достает бумажку со словом из шляпы и объясняет его значение своему партнеру, не используя однокоренные слова. На это у каждого игрока есть двадцать−тридцать секунд (как договоритесь). Если игрок успевает объяснить слово быстрее, чем за отведенное время, он может вынуть другое слово, и так сколько угодно раз, пока время не истечет. Выигрывает та пара, у которой в итоге набралось наибольшее количество объясненных слов.

Данная игра отлично тренирует навыки разговорной речи, дает возможность узнать новые слова и потренировать уже известную лексику. Минус — необходим высокий уровень языка.

В классическую «шляпу» лучше всего играть в том случае, если уровень ваших учеников PET, а лучше FCE. Что же делать, если у вас класс по уровню KET или даже Flyers? Есть несколько способов упрощения задачи.

Во-первых, заранее поставьте детям условие, чтобы они писали слова только из совсем недавно пройденного материала. Таким образом, им будет легче. Мы с детьми (уровень KET, возраст десять−одиннадцать лет) на уроке играли так, что можно было использовать только слова из тех глав «Гарри Поттера», которые мы только-только прочитали и обсудили. Многие слова быстро угадывались. Хотя без трудностей, конечно, не обошлось. Игра казалась им сложной, но увлекательной.

Во-вторых, перед игрой объясните принципы того, как можно давать определения словам. Это вообще полезный навык не только в изучении английского. Какие именно принципы?

Когда объясняешь слово, то в первую очередь нужно сказать, к какой категории это слово относится, особенно если это не абстрактное слово. Например, слово deer относится к категории animal. It’s an animal. Faun относится к категории creature. It’s a creature. Далее уже можно конкретизировать: как оно выглядит, где живет, чем питается и т. д. Если слово абстрактное, то категорию часто сложно назвать. Например, слово death. В таком случае лучше всего использовать антонимы, у слова death антоним life. It’s the opposite of life. You’re alive, you’re … Я не сразу объясняла эти принципы детям, и те просто не знали, с чего начать, но затем игра пошла уже быстрее и проще.

В-третьих, заранее можно выучить слова «антоним» и «синоним». Вспомнить/выучить, как на английском будут части речи: noun, verb, adjective … Это иногда полезно использовать в определениях, даже если на листочках только существительные.

Если «шляпа» совсем не идет, есть еще одна игра, очень к ней близкая. Один ученик поворачивается к доске спиной, а другой пишет на ней какое-то слово. Весь класс пытается объяснить слово тому, кто его не видит. Эту игру Flyers потянут уже спокойно. Минус, правда, в том, что неактивные ученики будут отмалчиваться, тогда как в «шляпе» участвовать должен каждый.

Есть еще одна игра, представляющая собой максимальное упрощение «шляпы», которая подойдет для совсем начинающего уровня. Использовать надо только слова, которые были пройдены в течение ближайшего урока. Никаких абстрактных понятий. Время совсем не ограничивать. Лучше не давать писать слова детям, а сразу дать заготовленные. Можно вообще давать не бумажки со словами, а бумажки с картинками. Например, после темы о животных дать «шляпу» с картинками разных животных.

Нужно убедиться, что дети также изучали уже цвета, какие-то прилагательные (big, small, smart, silly), какие-то глаголы (swim, jump, fly). Надо первым вытащить слово и объяснить его так, как могли бы они. И тогда дети смогут сыграть в эту игру. Например, вы достаете картинку и говорите: it’s brown, it’s smart, it can jump, it eats bananas.

Скорее всего они поймут, что это monkey. Я играла в эту игру с восьмилетней девочкой, которая только первый год учила английский. У нее, как и у детей с более высоким уровнем английского, были трудности в первые разы, но через некоторое время она уже довольно легко справлялась.

Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта