26 мая. День рождения Уолта Уитмена

В 2019 году поэтическое сообщество США и ценители поэзии во всем мире отпраздновали 200-летний юбилей Уолта Уитмена (Walt Whitman, May 31, 1819 — March 26, 1892). Пишет наш постоянный автор Ольга ВЫШЕГОРОДЦЕВА.
Можно назвать Уитмена главным поэтом Америки, но к нему больше подходит слово audacious — бесстрашный, дерзкий, нахальный, живой, оригинальный: столько смыслов запаковано в этом английском слове, связанном со словом dare — отваживаться. Уолт Уитмен отважился воспеть себя как разноголосую демократию, единство, вобравшее в себя множество, всю разношерстную Америку — амбициозное юное государство со всеми его противоречиями. Государству-экспериментатору, осмелившемуся писать собственную историю, нужен был певец, поэт-экспериментатор соответствующего масштаба. Такого певца заклинал появиться философ Ральф Уолдо Эмерсон, и таким певцом дерзнул стать журналист и типографский рабочий Уолт Уитмен. В одной из своих знаменитейших строк он без смущения заявляет о масштабе своей творческой и экзистенциальной смелости. Строчка эта отлично смотрится и в качестве надписи на футболке, и в качестве bumper sticker, что вполне в духе Уитмена, поэта, знавшего толк в саморекламе: I contradict myself? Very well then I contradict myself. I am large, I contain multitudes.

Уолт Уитмен родился 31 мая 1819 года в рабочей семье, как пишут во всех его биографиях. Это была большая семья: Уолт был вторым из девяти детей. Отец поэта дал сыну свое имя Walter, и весьма пророчески — поэту предстояло всю жизнь заботиться о своей семье, а после смерти отца в 1855 году фактически принять на себя роль главы семьи. Семью Уитменов нельзя назвать благополучной: братьев и сестер Уолта уже во взрослом возрасте преследовали многочисленные несчастья, и поэт часто бросал дела и отправлялся выручать родственников: вызволял из плена конфедератов брата Джорджа, занимался устройством в психиатрическую лечебницу психически нестабильного брата Эндрю, оказывал финансовую и моральную поддержку сестре Ханне, страдавшей от жестокого обращения мужа. У Уитмена было большое сердце, щедрое на любовь и нежность к ближним и дальним.

Уолтер Уитмен-старший занимался фермерством, плотничал, пытался (безуспешно) осуществить сделки в строительном бизнесе быстро растущего Бруклина. Простой рабочий человек, страдавший в конце жизни от алкоголизма, он был патриотом независимой Америки и назвал трех своих сыновей — младших братьев Уолта — в честь американских президентов: Andrew Jackson, George Washington, Thomas Jefferson. Потом Уитмен встретит в Вашингтоне негритянских солдат из First Regiment U.S. Colored Troops, носящих имена американских президентов и деятелей культуры, и станет свидетелем того, как политический миф собирает расколотую нацию, формируя новую национальную идентичность так же, как лирический герой его magnum opus «Leaves of Grass» мифологическим жестом теплого, очень телесного товарищеского объятия собирает все части себя и нации в единое целое — тело-космос.

Когда будет убит великий собиратель нации Абрахам Линкольн, поэт напишет невероятной красоты стихотворение-плач «When Lilacs Last in the Dooryard Bloom’d», где задастся вопросом:

O how shall I warble myself for the dead one there I loved?
And how shall I deck my song for the large sweet soul that has gone?

И, отвечая себе, откажется ради возлюбленного президента от верлибра и напишет свое известное стихотворение «O, Captain! My Captain!»

Семья Уитменов жила на Лонг-Айленде, и будущий поэт ребенком часто катался на пароме в Бруклин — из пасторальной сельской тишины в шум большого строящегося города и назад, и это челночное движение потом станет поэтическим modus operandi Уитмена, пересекающего водоразделы между противоположностями — души и тела, мужского и женского, белого и цветного, городского и сельского — и соединяющего их самим актом своего письма. Поэт жил, как писал. Работая во время Гражданской войны сиделкой в госпиталях на поле сражения в Фредериксбурге, он заботился о пленных солдатах-конфедератах точно так же, как и о солдатах федеральной армии: писал за них письма, дарил маленькие подарки, обнимал и подружился с некоторыми из них.

В детстве и на протяжении всей жизни Уитмен был близок к матери, Луизе Ван Велсор (Louisa Van Velsor), в которой текла голландская и ирландская кровь и чьи родители были квакерами. Религиозное общество Друзей приобрело существенное влияние в Новой Англии в XIX веке, а сам Уитмен писал о том, что услышанная им в десять лет лекция радикального лидера квакеров, аболициониста Элиаса Хикса оказала на него невероятное воздействие. Хикс проповедовал следование Внутреннему Свету и отстаивал естественность сексуальной страсти как проявления богосозданной человеческой природы. В своей поэзии Уитмен даст голос телу — счастливому человеческому телу, наслаждающемуся собой и миром, и несчастному телу, страдающему от болезней, телу как мистерии, как праздничному пространству Эроса и Танатоса. Уитмен был певцом этой внутренней демократии, понимавшим, что внешняя невозможна без внутренней, и в перегонном кубе своей поэзии трансформировал то, что принято считать грязным и греховным, не просто в нейтральное человеческое, но в чудесное. В 24-й части «Song of Myself» он пишет:

Through me forbidden voices,
Voices of sexes and lusts, voices veil’d and I remove the veil,
Voices indecent by me clarified and transfigur’d.


I do not press my fingers across my mouth,
I keep as delicate around the bowels as around the head and heart,
Copulation is no more rank to me than death is.
I believe in the flesh and the appetites,
Seeing, hearing, feeling, are miracles, and each part and tag of me is a miracle.

Удивительна и показательна для своего времени история образования Уитмена. Поэт, написавший строки «Creeds and schools in abeyance», начал работать с одиннадцати лет. Он устроился посыльным к известному бруклинскому адвокату, а тот подарил ему абонемент в местную библиотеку. С жадного чтения началось самообразование поэта, открывавшего и исследовавшего публичные пространства города — музеи, театры, библиотеки, лектории. Уитмен составил свой собственный учебный план, включавший литературу и географию, историю и археологию, музыку и театр. Биографы пишут, что поэт обладал даром завязать беседу и обратить ее в жаркое обсуждение любой темы. И это тоже было его способом самообучения. Потом его поэтический голос будут питать эти ручьи и реки его самообразования, но не своим содержанием, а многообразием своих форм и способов движения. Уитмен обожал оперу и привнес в свою поэзию чувственное удовольствие от слушания и самого производства звуков человеческим голосом: его поэзия очень соматическая. У публичных ораторов он взял тон обращения к широкой публике — уверенный, убеждающий, дидактический. Он взял голос Библии, ее ритм, ее каденции. Послушаем, как звучат и сходятся голоса этих ручьев в первых строках «Song of Myself»:

I celebrate myself, and sing myself,
And what I assume you shall assume,
For every atom belonging to me as good belongs to you.

Поэт сразу же этим всеохватным you решительно устраняет различие между собой и читателем, между собой и миром, сразу же берет нас с собой как сообщников в большое развертывание и свидетельствование своего подлинного Я и чуда жизни, которое, оказывается, присутствует прямо здесь и сейчас, в самой гуще повседневности, среди суеты, забот и невзгод:

Stout as a horse, affectionate, haughty, electrical,
I and this mystery here we stand.


Юный Уолт Уитмен в 1831 году начинает изучать типографское ремесло, работает наборщиком в нью-йоркских журналах и в 1834 году публикует свою первую заметку. Типография и издательское дело стали страстью Уитмена, и он даже в течение года совместно с братом выпускал свою собственную газету. Уитмен становится журналистом и пишет для разных изданий вполне традиционные заметки. Биографы гадают, в какой момент талантливый, но не выделяющийся из массы журналист решается стать поэтом-новатором. Все обращают внимание на то, насколько поэтическое кредо Уитмена совпадает с концепцией новой американской поэзии, сформулированной философом-трансценденталистом Р. У. Эмерсоном в его эссе «The Poet»: We have yet had no genius in America, with tyrannous eye, which knew the value of our incomparable materials… Our logrolling, our stumps and their politics, our fisheries, our Negroes, and Indians, our boats, and our repudiations, the wrath of rogues, and the pusillanimity of honest men, the northern trade, the southern planting, the western clearing, Oregon, and Texas, are yet unsung. Yet America is a poem in our eyes

Создается впечатление, что Уитмен услышал призыв Эмерсона и стал методически его осуществлять, создавая новую форму под невиданную задачу, хотя сам Эмерсон считал его вдохновенным бардом. Скорее всего, Уитмен был и бардом, и ремесленником. Он взял классическую поэзию за точку отсчета, но отсчет он вел отрицательный. Уитмен отказался от размера и рифмы, удлинил строку так, чтобы она вместила множество объектов, тем, мыслей, чувств, всю демократию внутреннего и внешнего опыта, единство высокого и низкого. Эмерсон назвал его поэзию «a remarkable mixture of the Bhagvat Ghita and the New York Herald» и не смог принять необузданной сексуальности его поэтики.

Необычна история главного поэтического сборника Уитмена — революционных «Leaves of Grass». Первое издание вышло в 1855 году на деньги самого поэта, он же сам следил за типографским набором. В сборник вошло двенадцать стихотворений. На обложке и титульном листе не было имени автора, но только его портрет, на котором он выглядит, как обычный американец рабочей профессии. Уитмен сам написал рецензии на сборник, но продать тираж не удалось. Потом на протяжении всей жизни поэт будет дополнять и изменять «Leaves of Grass», перегруппировывать стихотворения в разных сочетаниях, экспериментировать с размером страниц, толщиной книги и размером шрифта, и последнее прижизненное издание книги — deathbed edition — содержало уже четыреста стихотворений. «Leaves of Grass» во всей своей полноте — интимный поэтический дневник поэта, вобравший в себя и его травматический опыт Гражданской войны «Drum-Taps», и его опыт гомоэротической любви «Calamus».

Уитмен отправил экземпляры первого издания некоторым знаменитостям, в том числе и Эмерсону, и получил от него восторженный отзыв. Во втором издании Уитмен применил неизвестные в то время стратегии самораскручивания и рекламы. Он, не спрашивая разрешения Эмерсона, поместил фрагмент его письма в качестве blurb на обложку книги, а письмо целиком и свою переписку с другими известными личностями о книге вместе с хвалебными и ругательными рецензиями собственного авторства разместил после стихов в качестве приложения. Уитмен пытался контролировать рецепцию своего детища, но не очень успешно: слишком вызывающей казалась современникам эта новая поэзия Америки, хотя у Уитмена были поклонники и в США, и в Англии.

Как же читатель мог догадаться, кто автор скандальных стихов, за которые Уитмен даже лишился места в министерстве внутренних дел? В 24-й части «Song of Myself», входящей в «Leaves of Grass», поэт называет себя:

Walt Whitman, a kosmos, of Manhattan the son,
Turbulent, fleshy, sensual, eating, drinking and breeding,
No sentimentalist, no stander above men and women or apart from them,
No more modest than immodest.

На обложке имя Уитмена появится только в так называемом «авторском издании» 1876 года.

Американская поэзия второй половины ХХ века подхватила и продолжила уитменовскую интенцию поиска голоса Америки и американцев. К примеру, Аллен Гинзберг и Уильям Карлос Уильямс — его прямые продолжатели. А зачем нам сегодня читать Уитмена? Среди прочего для того, чтобы вспомнить, что мы вмещаем в себя multitudes, чтобы учиться у него внутренней демократии и дерзости бытия собой целиком, без купюр. И еще для того, чтобы отбросить дела и просто внимательно посмотреть на мир и начать наконец лелеять каждый день во всей полноте его чувственного опыта: летучие летние ароматы, солнечные пятна на листьях дуба, мощь сорняков, листьев, травы — проникающего в память тела и превращающего каждое мгновение из посредственного в образцовое. Для этого стоит почитать новаторскую прозу его автобиографии «Specimen Days», альбом вырезок из широкополосной газеты жизненной памяти.

Для медленного и вдумчивого чтения «Leaves of Grass» можно порекомендовать великолепный ресурс Университета Айовы с комментариями в аудиоформате:
https://iwp.uiowa.edu/…/en/writings/song-of-myself/section-1

Документальный фильм о Уитмене, в котором поэты (включая Аллена Гинзберга) и биографы размышляют о поэте:
https://www.youtube.com/watch?v=kZ_FIhj5JLI

Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта